9 апреля писателю Андрею КУЧАЕВУ – 70 лет. Поздравляем замечательного сатирика, одного из авторов первого призыва «Клуба ДС», с юбилеем!
Андрей Леонидович Кучаев родился в обычной трудовой семье: мать – обычный руководитель крупного подразделения обычного министерства, отец – обычный крупный учёный-экономист. Своё босоногое детство Андрей провёл на Полянке, откуда до Красной площади всего-то две-три версты. Ещё ребёнком он отбился от рук, и можно смело сказать, что его воспитала улица.
Теперь перейдём к его босоногой юности. Он стал водить компанию с такими же голодранцами из таких же неблагополучных семей: Сашей Нилиным, сыном замечательного писателя П. Нилина (сейчас сам известный спортивный журналист и писатель); Сашей Мишариным (ныне ушедшим), впоследствии обыкновенным драматургом и соавтором сценария к обыкновенному фильму «Зеркало» обыкновенного кинорежиссёра А. Тарковского; Максимом Шостаковичем – сыном небезызвестного композитора Д. Шостаковича (автора музыки к песне «Нас утро встречает прохладой» и, как впоследствии выяснилось, сочинявшего «сумбур вместо музыки»); Мишей Ардовым, более известным ныне как отец Михаил Ардов (отец отца В.Е. Ардов – известный писатель-сатирик, а мать-актриса – ближайшая подруга А.А. Ахматовой. Кстати, в доме Ардовых Анна Андреевна познакомилась с Андреем Леонидовичем и подарила ему свою книгу с автографом).
Естественно, что, находясь в такой маргинальной компании, в перспективе у Андрея Кучаева было только два пути: либо в кандалах в Сибирь, либо в литературу. Андрей выбрал второе и пошёл в писатели.
Бредя по этой тернистой дороге, в 1969 году он забрёл в «Клуб 12 стульев» с рассказом «Мозговая косточка». Сюжет его прост: два родственника – дядя и племянник – обедают, само собой, выпивают, а под конец – вот незадача! – пытаются вышибить мозг из косточки. И добиваются-таки своего, правда, круша при этом всё вокруг. Вот такая креативность по-российски. Эх, какой бы у нас был ВВП, если её употребить не на вышибание мозгов, а наоборот.
Рассказ имел оглушительный успех, сделав автора лауреатом «Золотого телёнка». И пошло-поехало, одна за другой стали выходить его книги. Союз писателей предлагает ему вести семинар молодых сатириков, что он и делает с блеском.
Как у всякого талантливого человека, у него были взлёты и падения, победы и жизненные катастрофы.
У Кучаева есть фраза: «Мы умеем сжигать мосты не только за, но и перед собой». Нам кажется, она глубоко автобиографична. В середине 90-х, когда люди стали постепенно «забывать» буквы, Андрей сжигает мосты и отправляется в другую страну – на родину Гутенберга, в Германию. Но и на чужбине он продолжает творить. Правда, публиковаться, как ни странно, желает на своей исторической родине. Слава богу, теперь это можно. И на этой исторической родине его книги в последние годы стали выходить одна за другой: от сборника афоризмов, скорее напоминающих раздумья и записные книжки писателя, до (о, метаморфоза!) обыкновенных «производственных» романов. О том, что они «производственные», и о том, что они «романы», – мечта любого писателя-соцреалиста – говорят даже названия этих книг: «Секс нон-стоп», «Секс вокруг часов», а на очереди третий секс из триптиха (не путать со стриптизом!)
Произошла очевидная эволюция А. Кучаева как писателя: из сатирика в фантасмагориста. Однако, несмотря на фантасмагоричность его новых книг, подлинную глубину содержания, написанные блистательным языком, читаются они чрезвычайно интересно. А за трагизмом некоторых новелл нет-нет да подмигнёт читателю замечательный иронист.
В том, что эти книги станут настольными для читателей возраста юбиляра, авторы этого мадригала не сомневаются.
А юбиляру мы желаем нон-стопа!
,