Когда в городе роют метро, мы видим ограждения и люки, но никогда не видим гигантских гор выкопанной земли. Возникает вопрос: куда же деваются миллионы тонн грунта? Оказывается, они не исчезают, а отправляются на новую «работу», приоткрыл завесу автор канала "Александр Долгих".
Одна только Большая кольцевая линия московского метро выдала на-гора 70 миллионов кубометров грунта. Этого хватило бы, чтобы создать искусственную гору высотой в стометровый небоскреб! Но вместо свалок этот грунт становится ценным ресурсом. Чистые пески и глины, составляющие большую часть извлеченной породы, отправляются прямиком на масштабные стройки. Именно таким грунтом выравнивали территорию и поднимали уровень для делового центра «Москва-Сити».
Скальные породы вроде известняка и гранита находят свое применение прямо на месте. Их не вывозят за город, а перерабатывают в щебень, который затем идет на производство бетона. Ирония судьбы в том, что этим самым бетоном в итоге и облицовывают стены новых тоннелей, замыкая производственный цикл. Самая сложный грунт тот, который иногда находят в исторических центрах городов. В нем могут быть тяжелые металлы или старинные химикаты. Такую землю либо обезвреживают в специальных печах при огромной температуре, либо смешивают с цементом, превращая в прочные и безопасные блоки для дорожного строительства.
Грунт из тоннеля под Ла-Маншем в Великобритании пошел на создание целого природного заповедника. В Финляндии землю из метро использовали для насыпки искусственного острова. А в Дубае извлеченный известняк стал основой для искусственных коралловых рифов.
Ранее мы писали: Хлоргексидин на подушке и носок вместо скрепки: 4 гениальных лайфхака от бытового хаоса
Фото: Freepik