Почитатели Михаила Булгакова считают этот готический особняк на Остоженке одним из наиболее вероятных претендентов на славную роль «дома Маргариты». О том же вам обязательно упомянут экскурсоводы. Но похоже, вопрос, где именно жила героиня знаменитого романа, так и останется открытым.
А что известно совершенно точно?
Возводился этот дом в 1901–1903 годах архитектором Л.Н. Кекушевым, и здесь его язык модерна предстал в наиболее совершенном прочтении. Также известно, что это второй дом, который Лев Николаевич спроектировал «исключительно под себя». Первый, в Глазовском переулке, вскоре после явления на свет продан был фабриканту Отто Листу – тому якобы настолько полюбилось детище Кекушева, что он уломал его уступить особняк за весьма высокую цену. Впрочем, более вероятна версия, что то здание изначально сооружалось на продажу, и даже среднестатическая цена на него была уже заранее озвучена в газетах.
Проект, ставший потом остоженским домом, Львом Николаевичем был составлен раньше (1899) – для одного из заказанных С.И. Мамонтовым особняков, которые предполагалось возводить его «Северным домостроительным обществом» в районе Тверского бульвара. Из-за банкротства Мамонтова проект масштабного строительства «элитного» жилья в Москве не состоялся, и Кекушев использовал свои наработки в качестве исходного материала.
Здание было выполнено в модном тогда готическом стиле и напоминало средневековый европейский замок: асимметричная композиция, разная высота объёмов, гранёная башенка с высоким шпилем.
И вот сюда-то архитектор и переехал в 1903-м со всем своим семейством – супругой Анной Ионовной, сыном Николаем и дочками Татьяной и Екатериной. Жилище было на редкость удобным – просторным, снабжённым калориферным отоплением, холодным и горячим водоснабжением, канализацией, великолепно меблированным по авторским чертежам, с участком и хозяйственными корпусами.
Однако период семейного благополучия и достатка у Кекушева продлился недолго. Уже в 1906 году он по неясным причинам перебрался на съёмную квартиру, а дом на Остоженке оставил родным. Ну а поскольку данная недвижимость изначально была записана на Анну Ионовну, в старомосковской летописи дом так и называют – Особняк Кекушевой.
А вскоре здание переходит к совершенно другому человеку, о чём свидетельствует фотоснимок, сохранившийся в архиве Л.Н. Кекушева с надписью рукою архитектора – «Дом Смитского».
Последние несколько десятилетий остоженский «замок» занимало Бюро военного атташе Арабской Республики Египет, и только в 2013 году ГлавУпДК при МИД России, в чьём ведении находится дом, смогло приступить к капитальному ремонту с элементами реставрации.
Работа здесь была проведена очень и очень кропотливая. Помимо обязательных для последующей эксплуатации пунктов – укрепления фундаментов и сводчатых потолков, гидроизоляции пола и стен, монтажа самых современных инженерных систем, – воссоздан целый ряд исчезнувших ранее декоративных элементов. Так, здание обрело исторически верное покрытие кровли, повторяющее по рисунку черепицу, но выполненное с применением передового материала – титан-цинка. Отреставрированы детали из шпиатра (сплава цветных металлов) на фасадах, а утраченные дымники над печными трубами восстановлены по аналогам на других постройках Л.Н. Кекушева.
Самим фасадам также возвращён изначальный колер, сочетающий пять различных оттенков кирпича; в укромных нишах на фасаде снова «поселились» фигуры орлов; великолепная лепнина (листья и плоды каштана, цветочные орнаменты) очищена от загрязнений.
Также были открыты несколько заложенных дверных и оконных проёмов.
А венцом наружных реставрационных работ и безусловным событием для любителей архитектуры стало в декабре 2017 года возвращение на щипец главного фасада колоссальной (3х2 м) бронзовой скульптуры льва. Пропавшая при неясных обстоятельствах ещё в начале прошлого века скульптура эта – символ творчества Кекушева, практически постоянно использовавшийся им в своих работах – была тщательно воссоздана по архивным материалам. Несмотря на то что лев поднят на пятнадцатиметровую высоту, он, по большому запасу прочности, способен выдерживать даже экстремальные погодные условия и вместе с тем не оказывает слишком сильного давления на конструкции здания.
Разумеется, мастера не прошли мимо сильно пострадавших от времени паркетных полов, двух раритетных каминов (в кабинете Кекушева и в спальне), люстр и сохранившихся в некоторых помещениях медных калориферных решёток.
Добавим, что шарма фасадам гипотетического дома булгаковской Маргариты добавили тщательно отреставрированные, восстановленные металлические ограда и ворота.
В перспективе особняк займёт, видимо, очередная дипломатическая миссия, но какая именно, пока не разглашается.
Александр Алиев
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей Очнев, архитектор ГлавУпДК:
– Лев Николаевич, напомню, строил дом для себя. Внутри всё достаточно скромно, однако полностью функционально и представляет типичное для Кекушева умелое сочетание дерева, камня и металла.
Центром всей композиции является парадная лестница, вокруг неё сгруппированы остальные помещения. Ныне она отреставрирована, включая уникальное ажурное ограждение с виртуозно вписанными цветами подсолнуха и лунника. Кстати, подобный мотив символизирует круговорот времени и отражает эстетику Серебряного века.
Точное назначение каждой из комнат нам неизвестно, но можно предположить, что на первом этаже находились кабинеты хозяина (с видом на двор) и хозяйки (с видом на улицу); на втором – столовая и гостиная (они отделены друг от друга раздвижной стеклянной перегородкой), а также спальня с гардеробной. Третий же, мансардный этаж, возможно, был отдан детям. Помимо этого, внутри проходящей через все этажи башни расположены эркерные комнаты.
При интерьерных реставрационных работах главное внимание мы уделили воссозданию подлинного колористического облика дверных блоков, стенных панелей, встроенной мебели. Они стали такими, какими и задумывал их Кекушев, – благородного тёмно-коричневого тона. Работая в здании, мы стремились применять технику и материалы начала ХХ века, однако для укрепления и защиты конструкций использовали и современные технологии инъектирования, цементации и торкретирования.