Недавно в Третьяковской галерее крымчанин Денис Чуприков, перебравшийся с семьёй в столичный регион, похитил картину Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» прямо из зала, где она выставлялась. Всё происходило открыто и дерзко - на глазах у всех, как в сюжетах известных кинофильмов.
Директор галереи Земфира Трегулова по горячим следам происшествия сказала: «То, что произошло, вне зависимости от того, к каким результатам придут и следствие, и представители Минкультуры, это результат и одно из следствий невероятной востребованности музеев сегодня, огромного количества людей, которые приходят в наши залы, на наши выставки. Общедоступность множит риски».
Ну-ну... Действительно, людей на выставки ходит немало, всяко может быть. Картина Куинджи, кстати, была застрахована на сумму 12 миллионов рублей (около 180 тысяч долларов). Слава Богу, выплачивать страховку не пришлось. Спустя день МВД РФ сообщило о задержании вора, а полотно нашли в Одинцовском районе Подмосковья. Попутно один из центральных ТВ-каналов пригласил в прямой эфир жену похитителя. Телевизионщики подняли свой рейтинг, героиня эфира на один вечер стала «звездой».
А уже в минувшую пятницу похищенное полотно вернулось в галерею, и выставка открылась в штатном режиме. По словам главного хранителя Третьяковки Татьяны Городковой, картине был причинён незначительный ущерб. И добавила: музей принял меры по усилению охраны полотна, используя так называемый «мёртвый крепёж»: «Мы используем традиционные способы защиты, как мёртвый крепёж - это физическое прикрепление рамы к стене. На картину смонтирован датчик - это технические средства защиты, средства индивидуальной защиты полотна, которые произведут специальный сигнал тревоги в случае опасности».
Ура, всё здорово!
Но почему-то никто из музейщиков словом не обмолвился, а как мог похититель беспрепятственно вынести полотно, кто понёс за инцидент ответственность. Как будто ничего экстраординарного не произошло. Что, теперь ждать нового подобного случая в обстановке «невероятной востребованности музеев»? Ведь каждое полотно на «мёртвый крепёж» не посадишь. Да и зачем?
«ЛГ» обращалась в прошлом году к работе Третьяковки (статья «Дело профессоров», №№ 33-34). В частности, в ней говорилось: «В «правила галереи» внесли поправку, согласно которой из музея должны насильственным образом выдворяться «незаконные» (несогласованные) экскурсии и экскурсоводы. Платить за «согласованные» Третьяковка обязывала и раньше (от 5 до 12 тыс. руб.), поправка касалась введения специального значка «гида-гостя», обозначающего внештатного экскурсовода. Введением специальной униформы руководство хотело подчеркнуть и напомнить посетителям о существовании «согласованных» (и очень недешёвых) экскурсий. Судя по последовавшим за этой поправкой событиям, персонал галереи низшего звена (т.е. охранники и смотрительницы залов) получили указание жёстко пресекать все «нелегальные» экскурсии. Безнаказанный «террор» продолжался, пока несколько историй не утекли в Сеть. Каждая из них – вопиющее нарушение не только прав человека как посетителя галереи, но и как гражданина. …музей пытается окольным путём приватизировать право на интерпретацию находящихся в нём картин. Мол, только наши экскурсоводы имеют право интерпретировать искусство, мы ведь исключительно заботимся о качестве сервисных услуг».
Иными словами, служителям, видимо, не до присмотра за картинами. Главное – не проглядеть «нелегалов» и охранять территорию музейного бизнеса.
Сергей Володин