Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 декабря 2014 г.
Искусство

Куклы играют Шекспира

24 декабря 2014
Архангельский областной театр кукол  «Хамлет, датский принц»

Московский международный фестиваль театров кукол вошёл в число мероприятий перекрёстного Года России и Великобритании. Организатором фестиваля, собравшего 19 участников, выступил Московский театр кукол, в залах которого и было показано большинство спектаклей, заявленных в программе.

Кукольный фестиваль – явление особого рода. Здесь невозможно выделить лучшего режиссёра или актёра. Совершенно несравнимы между собой марионетки и тростевые куклы, куклы ростовые и перчаточные... Кукольник работает в той технике, которая ему нравится. Бывает, что неискушённый в этой специфике зритель приходит посмотреть кукольный спектакль, заранее не зная, какие именно куклы будут на сей раз заняты в спектакле. Да, здесь всегда есть интрига – эффект познания и удивления, что и привлекает нас к этому весьма своеобразному виду театра.

Кукольный фестиваль – это скорее смотр постановок, отобранных в программу по определённому принципу. Объединительной темой состоявшегося фестиваля стали спектакли по произведениям английских авторов. Разумеется, безусловным лидером был Шекспир, 450-летие которого отмечается в этом году. Примерно треть постановок так или иначе имела отношение к его творчеству. Классический шекспировский спектакль (если такое понятие вообще применимо к кукольному театру) привёз Воронежский государственный театр кукол «Шут» им. В.А. Вольховского, актёры которого два с половиной часа мужественно разыгрывали посредством кукол «Короля Лира». Почти все шекпировские персонажи и коллизии были сохранены и в постановке Архангельского областного театра кукол «Хамлет, датский принц». Однако здесь создателями кукольного действа был применён неожиданный приём – история принца была разыграна как бы в шутовском балагане и превращена в трагифарс. В этом контексте остроумно было представлено превращение Хамлета в Панча, которому, как известно, свойственно бесцеремонное истребление по ходу представления всех своих врагов. Гродненский областной театр кукол привёз в Москву «Трагедию о Макбете». Спектакль, вкратце передающий ход шекспировской трагедии, был определён своими создателями как «инфернальные реминисценции одного царствования». И действительно, поданное под углом зрения трёх ведьм (их изображали живые актёры) действо сильно напоминало шабаш.

Шекспировский текст (в том числе и на языке оригинала) звучал также в постановке Театра кукол Республики Карелия «По Шекспиру». В Петрозаводске решили учинить суд над Шекспиром, обвиняемом в том, что в своих произведениях он убил слишком много ни в чём неповинных людей. Дело разбиралось бедным Йориком (перчаточная кукла, напоминающая Петрушку, но с остроносым голым черепом под шутовским колпаком) и шутом короля Лира (живой актёр). По ходу слушания зрители могли увидеть переданные в любопытной технике ключевые моменты «Гамлета», «Макбета» и «Короля Лира». Как и следовало ожидать, Шекспир осуждён не был.

Совсем ничего не осталось от шекспировских страстей в постановке Челябинского государственного театра кукол им. В. Вольховского «Маленький принц датский». Спектакль, поставленный для детей в возрасте старше семи лет, знакомил зрителей с детством Гамлета, когда робкий наследник престола предавался шалостям с друзьями Лаэртом, Горацио, Офелией и шутом Йориком, который тогда ещё не стал черепом. Замысел режиссёра, безусловно, любопытный, однако результат получился более чем спорный. По крайней мере, не нужно было заставлять Гамлета и Горацио распевать под гитару «Васильки» и прочие жестокие романсы, а Офелию рассказывать страшилки из советского пионерского детства…

Кроме Шекспира, зрители могли ознакомиться с творчеством Оскара Уайльда (в программе были представлены сразу три довольно разных по стилю «Кентервильских привидения»), Редьярда Киплинга (здесь любимицей кукольных театров стала «Кошка, которая гуляла сама по себе» – за время фестиваля было показано два ярких спектакля по мотивам этой сказки), Алана Александра Милна, Энн Хогарт, Дональда Биссета и Памелы Трэверс. Участниками фестиваля стали и четыре британских театра. Все они продемонстрировали блестящую технику владения куклами и замечательное остроумие в создании кукольных трюков. Однако литературная составляющая показанных ими спектаклей была заметно скромнее.

Заметим, что повышенное внимание к интеллектуальному содержанию кукольного представления остаётся особенностью русского – постсоветского – кукольного театра, в традициях которого успешно работают представители нынешнего поколения режиссёров и артистов. Они доверяют своей публике, и она – и дети, и взрослые – с удовольствием воспринимает всю экспериментальность этого древнего вида театрального искусства.

Александр КОРОЛЁВ

Тэги: Шекспир Кукольный театр
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Вильям наш Шекспир

    22.07.2022
  • Мир, хромающий как Ричард

    06.12.2021
  • Актриса Нуми Рапас сыграет Гамлета в полнометражном фильме

    18.12.2020
  • Я видел сон

    13.11.2019
  • Прощай, малышка Хизер

    20.03.2019
  • Сонетов много не бывает

    564 голосов
  • Пасхальные страсти

    53 голосов
  • Мир, хромающий как Ричард

    19 голосов
  • Шекспир на подпорках

    5 голосов
  • Вильям наш Шекспир

    4 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS