Московский международный фестиваль театров кукол вошёл в число мероприятий перекрёстного Года России и Великобритании. Организатором фестиваля, собравшего 19 участников, выступил Московский театр кукол, в залах которого и было показано большинство спектаклей, заявленных в программе.
Кукольный фестиваль – это скорее смотр постановок, отобранных в программу по определённому принципу. Объединительной темой состоявшегося фестиваля стали спектакли по произведениям английских авторов. Разумеется, безусловным лидером был Шекспир, 450-летие которого отмечается в этом году. Примерно треть постановок так или иначе имела отношение к его творчеству. Классический шекспировский спектакль (если такое понятие вообще применимо к кукольному театру) привёз Воронежский государственный театр кукол «Шут» им. В.А. Вольховского, актёры которого два с половиной часа мужественно разыгрывали посредством кукол «Короля Лира». Почти все шекпировские персонажи и коллизии были сохранены и в постановке Архангельского областного театра кукол «Хамлет, датский принц». Однако здесь создателями кукольного действа был применён неожиданный приём – история принца была разыграна как бы в шутовском балагане и превращена в трагифарс. В этом контексте остроумно было представлено превращение Хамлета в Панча, которому, как известно, свойственно бесцеремонное истребление по ходу представления всех своих врагов. Гродненский областной театр кукол привёз в Москву «Трагедию о Макбете». Спектакль, вкратце передающий ход шекспировской трагедии, был определён своими создателями как «инфернальные реминисценции одного царствования». И действительно, поданное под углом зрения трёх ведьм (их изображали живые актёры) действо сильно напоминало шабаш.
Шекспировский текст (в том числе и на языке оригинала) звучал также в постановке Театра кукол Республики Карелия «По Шекспиру». В Петрозаводске решили учинить суд над Шекспиром, обвиняемом в том, что в своих произведениях он убил слишком много ни в чём неповинных людей. Дело разбиралось бедным Йориком (перчаточная кукла, напоминающая Петрушку, но с остроносым голым черепом под шутовским колпаком) и шутом короля Лира (живой актёр). По ходу слушания зрители могли увидеть переданные в любопытной технике ключевые моменты «Гамлета», «Макбета» и «Короля Лира». Как и следовало ожидать, Шекспир осуждён не был.
Совсем ничего не осталось от шекспировских страстей в постановке Челябинского государственного театра кукол им. В. Вольховского «Маленький принц датский». Спектакль, поставленный для детей в возрасте старше семи лет, знакомил зрителей с детством Гамлета, когда робкий наследник престола предавался шалостям с друзьями Лаэртом, Горацио, Офелией и шутом Йориком, который тогда ещё не стал черепом. Замысел режиссёра, безусловно, любопытный, однако результат получился более чем спорный. По крайней мере, не нужно было заставлять Гамлета и Горацио распевать под гитару «Васильки» и прочие жестокие романсы, а Офелию рассказывать страшилки из советского пионерского детства…
Кроме Шекспира, зрители могли ознакомиться с творчеством Оскара Уайльда (в программе были представлены сразу три довольно разных по стилю «Кентервильских привидения»), Редьярда Киплинга (здесь любимицей кукольных театров стала «Кошка, которая гуляла сама по себе» – за время фестиваля было показано два ярких спектакля по мотивам этой сказки), Алана Александра Милна, Энн Хогарт, Дональда Биссета и Памелы Трэверс. Участниками фестиваля стали и четыре британских театра. Все они продемонстрировали блестящую технику владения куклами и замечательное остроумие в создании кукольных трюков. Однако литературная составляющая показанных ими спектаклей была заметно скромнее.
Заметим, что повышенное внимание к интеллектуальному содержанию кукольного представления остаётся особенностью русского – постсоветского – кукольного театра, в традициях которого успешно работают представители нынешнего поколения режиссёров и артистов. Они доверяют своей публике, и она – и дети, и взрослые – с удовольствием воспринимает всю экспериментальность этого древнего вида театрального искусства.
Александр КОРОЛЁВ