С момента написания романа «Обломов» прошло больше полутора столетий, но споры вокруг главного героя Ивана Гончарова не утихли до сих пор. Одни считают его эталоном непомерной лени, другие – символом загадочной русской души. Взявшись за инсценировку этого произведения, Мытищинский театр кукол «Огниво» поставил перед собой задачу сохранить атмосферу гончаровского повествования и показать истинное лицо Ильи Ильича.
Для этого курганский драматург Татьяна Андреева и режиссёр-постановщик, художественный руководитель театра, народный артист России Станислав Железкин придумали особый сценический приём. В премьерном спектакле «Огниво» повествование идёт от лица слуг, собравшихся на поминках Обломова – «кормильца, жившего на радость людям». И первым слово взял преданный ему с детства Захар (Сергей Котарев), после смерти Ильи Ильича вынужденный просить милостыню, но не желающий уезжать от могилы барина.
Чем же заслужил ленивый помещик такую преданность? Этот вопрос исчезает с первых минут появления на сцене Александра Едукова, потому что его Обломов, несмотря на возлежание на традиционном ложе с множеством пуховых подушек, – не апатичная личность, живущая только для себя, любимого, а добродушный мечтатель, для которого земные блага не имеют особого значения. Его внутренний мир настолько богат и ему там так комфортно, что он искренне недоумевает, зачем «мыкается» весь день по гостям Волков, и не разделяет взглядов деятельного, жаждущего трудовых свершений друга детства Штольца. Кстати, этих двух персонажей в постановке театра «Огниво» играет один актёр – заслуженный артист Московской области Алексей Евдокимов.
Станислав Железкин, взяв на себя ответственность первым поставить роман И.А. Гончарова в куклах, очень грамотно подошёл к подбору актёров и постановочной группы. Так, сорежиссёром он пригласил Вячеслава Самбриша из Молдовы, балетмейстером – заслуженного деятеля искусств Украины Валерия Донцова, а художником-постановщиком – петербуржца Андрея Севбо, работавшего над шемякинским «Щелкунчиком». В итоге премьера «Обломов. Сцены из жизни» получилась насыщенной режиссёрскими и художественными находками. Сюрпризы ждут зрителей уже у самого порога театра, где установлен деревянный дорожный столб в духе XIX века с указателем на Петербург, Мытищи и Обломовку. А по сцене, установленной в фойе, разбросано настоящее сено.
Не менее интересны выразительные средства, применяемые режиссёром. К примеру, письмо от старосты читается хором нараспев всеми задействованными в спектакле артистами. А сон Обломова смотрится вообще как отдельная миниатюра, раскрывающая творческое начало Ильи Ильича, наивно надеющегося на то, что на земле есть «блаженное» место, где живут абсолютно счастливые люди.
Поскольку спектакль камерный и рассчитан всего на пятьдесят зрителей, художник создал компактную сценическую конструкцию, легко преобразовывающуюся из дивана Обломова в дом Пшеницыной. Такими же свойствами обладают и куклы, придуманные Андреем Севбо. Их эскизная пластичность даёт жест, движение в чистом виде, что позволило актёрам, работающим как в «живом плане», так и с куклами, создать запоминающиеся персонажи, будь то странноватый доктор, рекомендующий Обломову поправить здоровье на заграничных курортах (заслуженный артист Московской области Сергей Синев), заполошная Анисья (Елена Бирюкова) или строгая тётка Ольги (заслуженная артистка Московской области Татьяна Касумова).
Говоря о женских ролях спектакля «Обломов. Сцены из жизни», отмечаешь в первую очередь яркое противопоставление Ольги (Мария Кузнецова), в которую был влюблён Обломов, Агафье Матвеевне (заслуженная артистка России Наталья Котлярова), ставшей его женой. И выбор его кажется вполне логичным, несмотря на ум, музыкальную одарённость и прелестную юность Ильинской. Ведь Ольга полюбила не его, а идеал, под который пыталась «подогнать» не склонного к переменам Илью Ильича, в то время как Пшеницына приняла его таким, каков есть, и создала вокруг него уютную атмосферу, позволяющую не отвлекаться от сладких мечтаний. И это сострадание, сочувствие героини Натальи Котляровой передалось зрителям, искренне переживающим уход из жизни Обломова. В нём видится не только и не столько лентяй, сколько добрая душа, «золотое сердце», уставшее от несовершенства реального мира и поэтому полностью погрузившееся в фантазии.
Новая постановка для взрослых Мытищинского театра кукол «Огниво», приуроченная к 200-летнему юбилею со дня рождения Ивана Гончарова, смело рушит стереотипы, связанные с Обломовым, и позволяет пусть не принять, так понять его иррациональный для большинства способ бытия. Думается, спектакль «Обломов. Сцены из жизни» вызовет в театральных кругах большой интерес.