Культура речи начинается с её организации: кто, где, кому и что может сказать… Что может сказать студентам преподаватель, если курс в 18 лекций сокращён до одной с пятью семинарами – остальное отдано на самостоятельную работу студента? Как воспитать культуру устной речи ученика, если главный жанр, на который он нацелен, – письменное тестирование на ЕГЭ? Но какой бы компьютеризацией и «самостоятельностью работы» мы себя ни обманывали, живого слова учителя ничто не заменит.
Во многих вузах чтение лекций без презентации уже запрещено!.. Для чего эта имитация модернизации? Разве ученик и студент не ждут прежде всего сердечно-речевого контакта с учителем, а не рассматривания красивенького экрана, чем обычно заканчивается обращение к обязательной презентации? Взоры учеников – на экране, докладчик считывает текст, а душа слушателей мертва…
В основе культуры речи лежат духовно-нравственные принципы человека, которые (хочешь – не хочешь) проявляются в речи. Первое, что воспринимается в общении: человек – хороший или плохой? добрый или злой? честный или лживый? Говорить о нравственности надо не впрямую, но именно словесные науки позволяют учить нравственности без нравоучения – в образной форме, путём примера, поступка.
Речевая культура – это культура чувства. Если в педагогическом общении нет любви, то ты, преподаватель, – «медь звенящая или кимвал брянчащий». Любовь, симпатия рождаются в результате речевого контакта. Но не всякий учитель-преподаватель выдерживает или умеет создать речевой контакт. Между тем, по М. Сперанскому – «основания красноречия суть страсти».
Речевая культура – культура мысли. Кажется, школа должна вкладывать знание, растить интеллект, но когда интеллектуальное развитие лишено эмоционально-нравственной стороны, воспитание личности невозможно (см. статью Аллы Пряхиной, «Словесник», «ЛГ» № 6 (2014 г.). Ведь мысль рождается в глубинах сердечных, а о сердце ученика в современной школе думать некогда. К сожалению, наука о «мыслях» – риторика, предметом которой является речь, – ни школой, ни Минобром не восприняты.
Речевая культура – культура слова, ибо слово есть мысль воплощённая. Богатство и выразительность в выборе слов, красота словесного выражения уходят в небытие. Странно, что о «красоте как стиле жизни» у нас говорят только глянцевые журналы, а понятие «красноречие» забыто. Будет ли это слово окрылять, просвещать, умиротворять, организовывать общественное бытие – зависит от словесного (речевого, языкового – здесь это синонимы!) воспитания.
Речевая культура – культура синтаксиса, предполагающая искусство соединения и распространения слов в предложении, целом тексте. Здесь сталкиваются две тенденции: простоты (краткости, «суровости», прозрачности) и усложнённости (распространённости, услаждающей широты, изящной затемнённости стиля, когда требуются интеллектуальное усилие и подготовка читателя). Значит, умей выбирать уместный стиль!
Особый разговор – о культуре произношения, значимость которой показал в своё время Демосфен. Произношение включало в себя не только «глас» (интонацию, паузы, ритм и темп, дикцию, тембр, звучность), но и «действо» (мимику, жесты, глазной контакт). В СМИ (особенно на популярных радиостанциях) возник новый стиль пулемётно-обыденного произношения, который копируют наши ученики. Эти мальчики и девочки, ставшие ведущими на радиоканалах, признаются по секрету, что руководство запрещает им говорить «культурно», с паузами, чётко и ясно. Создателей стиля не заботит, что мысль при таком воспроизведении не воспринимается…
Впрочем, речевая культура есть! Если каждый из нас спросит себя, видим ли мы образцы хорошей речи, знали мы их в нашем прошлом опыте и наблюдаем ли в настоящем, каждый ответит: «да!» Мы потому и боремся за культуру (которая начинается с культуры мысли и речи), что чувствуем её основы в собственном опыте и возможностях отстаивать этот опыт.
Многое зависит от школы. Любой учитель (будь он биолог или химик) – всегда «словесник». Вот почему предметы «русский язык» и «литература», объединяемые «словесностью», – главные в школьной программе. Общество наконец начинает осознавать этот простой факт – возвращается сочинение. Но ведь хорошо бы воскресить и устный экзамен, выразительное чтение, ибо без чтения вслух воспитать культуру речи невозможно.
Как будут осуществляться эти положительные нововведения – зависит от нашей… речевой культуры. Перегруженность информацией, гнёт бюрократических бумаг и равнодушие «уставшего» ученика рождают новый тип агрессивного бессилия, которое чувствуют мои коллеги на встречах с рядовыми учителями. Между тем хочу сказать всем: ищи счастье в собственном сердце, мобилизуй волю, настрой мысль, найди слова, произнеси одушевлённо и зарази своим образом говорящего или пишущего, того, кто вошёл с тобой в речевое соприкосновение. «Свет ваш да светит перед людьми!..»