Дорогой Юрий Поляков!
Посылаю в «Литературку» для публикации одно примечательное стихотворение, только что полученное мной в личном письме от одного из старейшин нашей поэзии – Марата Тарасова, живущего в Петрозаводске, вокруг которого всегда столько талантливой молодёжи.
Чем оно замечательно? Тарасов в лирическо-гражданственном стиле поднял наболевшую проблему, совпадающую со страстным монологом актёра Михаила Ефремова в фильме Н. Михалкова «Двенадцать», о том, что многие наши зрители и слушатели привыкают к тому, что искусство есть не повод задуматься над жизнью всерьёз, а лишь повод потрепаться, поразвлечься, поржать, погоготать, и подчас развращают искусство своим пошловкусием, а искусство, идя у них на поводу, опускает уровень духовности всё ниже и ниже.
Неслучайно Тарасов посвятил это стихотворение памяти великой плакальщицы И. Федосовой. Напомним, что именно он нашёл место её захоронения, и благодаря его настойчивости был поставлен ей памятник в Карелии на Юсовой горе. Обращение к фольклору всегда было и будет неиссякаемым духовным источником для всех поколений.
Это сильное исповедальное стихотворение Тарасова служит ещё одним из доказательств того, что поэзия никогда не делится на столичную и провинциальную. Провинциализм – это явление духовное, а не географическое.
Не так давно в Донецке безвременно скончалась Наталья Хаткина, одна из лучших русских женщин-поэтов, предисловие к первой книге которой я написал ещё в 1980 году, а вот московские издатели, часто связанные лишь тусовочными интересами, ухитрились не заметить её стихов. В Самаре живут два своеобразнейших поэта – Михаил Анищенко и Евгений Чепурных, до сих пор не дождавшиеся выхода своих полновесных избранных изданий в Москве. Инна Кабыш, уже давняя москвичка, давно заслуживала московской премии, на которую я её однажды рекомендовал, но была ещё не так давно отклонена жюри только по той причине, что книга, выдвинутая мной, была напечатана в Саратове. Широкообъёмная антология Геннадия Красникова открывает многие талантливые дарования, рассыпанные по просторам России, тоже не удостоенные национального издательского внимания. Но где книги этих поэтов в национальном распространении? Не секрет, что жить на стихи сейчас почти всем поэтам, лишь за редкими исключениями, невозможно. Поэзия не всегда коммерчески прибыльна, но его духовная прибыльность бесценна. Люди, не читающие поэзию, не почувствуют и красоты прозы, следя лишь за поверхностью сюжета, ибо глубина мысли и языковая тонкость настоящей прозы – это всегда поэзия. Общество позаботится о себе, если позаботится о поэзии и о сохранении этого жанра как профессии.
До сих пор не внемлют моим многим обращениям через публицистику о необходимости восстановления всероссийской государственной организации «Читатель–писатель», устраивающей регулярные встречи писателей и читателей, ибо сейчас эта связь разрушилась. Другое моё предложение, которое уже столько лет взывающе, но безответно висит в воздухе, – это внесение в бюджет наших высших учебных заведений должности «писатель при университете».