Состоялась ежегодная встреча Юрия Лужкова с творческой интеллигенцией столицы. Проводятся они, как правило, в новых, только что выстроенных или реконструированных Правительством Москвы театрах или иных учреждениях культуры. На этот раз местом встречи стал Московский фольклорный центр под руководством Людмилы Рюминой. Среди приглашённых в зрительном зале был и наш корреспондент.
Напряжение, обычно этому меро-приятию не свойственное, на сей раз явственно ощущалось в зале, словно тень мирового финансового кризиса накрыла собой и его. Однако и доклад руководителя Департамента культуры г. Москвы Сергея Худякова, и выступление самого мэра вернули присутствующим утраченный было оптимизм. Сергей Худяков. Всё лучшее – детям По традиции Сергей Ильич начал свой доклад с успехов столичной сцены, на афише которой появилось в прошлом сезоне 170 новых названий. Список флагманов тоже был традиционен: Фоменко, Табаков, Захаров, Любимов. Помимо «Современника», ТЮЗа и театра Елены Камбуровой, каждый год получающих свою долю лавров и оваций, были отмечены театры на Малой Бронной, имени Пушкина, Новый драматический и «Около»: разнообразие репертуара, интересное смешение жанров, зрелищность и яркость форм, то есть то, чем и должен радовать зрителя настоящий театр. А дальше речь пошла о проблемах: невысокий культурный уровень «среднего» зрителя, дефицит творческих лидеров, способных поддер-жать авторитет репертуарной сцены, но более всего Сергей Ильич был озабочен приобщением к искусству молодого зрителя. С этим не поспоришь. Любовь к искусству прививается в первую очередь в семье, а мы, увы, давно разучились ходить в театр или на концерт вместе с детьми. Программа «Всей семьёй в театр», инициированная Департаментом культуры в Год семьи, начала возрождать эту забытую традицию. Первая в городе детская филармония будет создана на базе Международного дома музыки, а финансирование детской филармонической деятельности увеличится в 2009 году на 25%. К реализации проекта власти готовы приступить уже в этом сезоне. Год заканчивается, но, по словам Худякова, программа эта свёрнута не будет, как и программа бесплатного посещения школьниками театров и концертных залов. Спектаклей для детей и подростков становится всё больше. Проблема в том, что в спектакле должна быть не только занимательность, но и серьёзный нравственный заряд: увы, такие понятия, как «патриотизм», «мораль», «социальная терпимость», сегодня изрядно обесценены. Среди премьер прошлого сезона были отмечены «Тайна старого шкафа» на Малой Бронной, «Королевская корова» в «Et cetera», «Мурли» в «Сфере». Высокую оценку получили регулярно проводимые международные фестивали «Большая перемена», «Гаврош» и поддержанный городом X Всемирный фестиваль детских театров, который по очереди проходит в разных странах мира.
Со «взрослыми» театральными фестивалями ситуация не столь оптимистична. В минувшем сезоне их прошло более полусотни, но далеко не все они «дотягивали» до столичного уровня. К тому же многие «дублируют» друг друга по жанрам и направлениям, поскольку устраиваются не для города, а, так сказать, для себя – ради поддержания зарубежных контактов заинтересованных лиц. В новом сезоне фестивали-«междусобойчики» собираются лишить бюджетных денег. Куда пойдут освободившиеся средства? Вероятно, на новую программу департамента «Дети и музыкальная классика», а это – новые абонементы для школьников в лучших залах города, бесплатные посещения концертов, два новых фестиваля – Рождественский и «Музыкальная весна в Царицыно», которые будут проводиться во время каникул. Программа такая очень нужна: не секрет, что «заманить» юное поколение на классический концерт ещё труднее, чем на спектакль. Тему пересмотра финансирования Сергей Худяков затрагивал не единожды. Список закрытых или реформированных театров и концертных организаций был весьма внушительным. И черта под ним ещё не подведена. Над некоторыми из присутствующих явно сгустились тучи. Творческая конкуренция – штука жестокая. Были затронуты и две самые больные для театральной общественности темы: творческие конкурсы и переход на автономию. Нелепость конкурса, когда речь идёт о приглашении режиссёра, сценографа, композитора, всем давно очевидна. Но закон принят, и теперь и руководителям театров, и чиновникам приходится ломать голову, как исправить сложившуюся ситуацию. В Госдуму направлены предложения о внесении изменений и поправок в злополучный 94-й федеральный закон, но будут ли они приняты? И когда? Последствия принятия 108-го ФЗ ещё более катастрофичны. Это он толкает театры в автономное плавание. Но риск слишком велик. А тут ещё и кризис в дверь стучится. И снова в правительство вносятся предложения по изменению. А театры живут в режиме ожидания, решая параллельно вопрос гамлетовского масштаба – плыть или не плыть? Глава департамента подтвердил: нормативные документы для перехода на автономию разработаны, и смельчаки смогут осуществить его как пилотный проект. При этом между театром и Правительством Москвы будет заключаться договор, исключающий произвол хозяйственных руководителей, гарантирующий сохранение художественной и социальной значимости учреждения культуры. В заключение, как и положено, говорилось о планах и перспективах. Приближается юбилей Н.В. Гоголя, и москвичей ждёт большой фестиваль, посвящённый творчеству великого русского писателя. Кроме того, 2009-й объявлен Годом равных возможностей. Спору нет, доступность учреждений культуры для людей с ограниченными возможностями – проблема. И какая! Хотя за последние годы частично или полностью приспособлены для инвалидов 126 объектов, в этом году к ним прибавляется ещё 79, а в следующем – 60. Этому можно только радоваться. Вот только как инвалиды до самого театра доберутся при нашем-то общественном транспорте?! Там и здоровый человек ощущает себя, словно в джунглях. Остаётся надеяться, что пример Департамента культуры заставит задуматься над этой проблемой и другие подразделения столичного правительства. Борис Любимов. Сохранить школу Выступление директора театрального училища им. Щепкина было посвящено в первую очередь проблемам образования. Неудивительно. ЕГЭ – беда для всей системы образования. «Об этом говорят даже специалисты в области точных наук, – сетует Любимов. – Единственные структуры, которых это не коснулось, – военные вузы, потому что генералы понимают: если туда будут поступать дети после ЕГЭ, то наши ракеты либо не полетят вообще, либо полетят в противоположную сторону». А для творческих вузов, с чем все присутствующие были абсолютно согласны, – это подлинная катастрофа! Ведь поступает туда тот самый «средний мало читающий зритель». Ладно, на актёрский обычно стремятся после школы, а на режиссёрский или балетмейстерский факультет, в Литинститут идут люди взрослые, нередко уже имеющие одно образование. И заставлять их сдавать ЕГЭ – это издевательство. По его мнению, это признание того, что наше среднее образование более чем двухлетней давности недействительно. Иначе зачем переэкзаменовка? Это прямое нарушение прав человека, на которое почему-то никто не обращает внимания. Системе двухступенчатого образования тоже от Бориса Николаевича досталось. По его мнению, в результате такой реформы всё, что нас волнует в сегодняшнем театре, может оказаться пустяками в сравнении с тем, что нас ожидает лет через пять. РАТИ в этом году исполняется 130 лет, Щепкинскому училищу уже перевалило за 200. Им ли идти в кильватере за так называемым Болонским процессом? Театральная школа существует для театра. Сохраняя русскую театральную школу, мы сохраняем и русский репертуарный театр. Борис Любимов, будучи ещё и критиком, прекрасно знает изнанку борьбы за «реформацию» театра. Нередко критики, обрушивающиеся на тот или иной театр, не только защищают высокое искусство, но и преследуют иные интересы, как шакал Табаки, сопровождающий Шерхана в надежде поживиться чем-нибудь, так сказать, с барского стола. Борьба с репертуарным театром – это во многом «борьба за пространство, за территорию, которую можно использовать в коммерческих целях. Просторное удобное здание, да ещё и расположенное где-нибудь по-ближе к центру, можно с немалой выгодой сдать под казино, клуб или модный магазин, а театру милостиво оставить какой-нибудь дальний угол или подвал. И такие странные «театры» отнюдь не редкость: шесть актёров на сцене, в зале шестеро зрителей, все – критики, назавтра – шесть прекрасных статей в прессе, а после шести представлений спектакль лопается, как мыльный пузырь. Выступление Бориса Любимова не раз прерывалось аплодисментами, но самые бурные грянули в этом месте: «При всём несовершенстве идеи репертуарного театра, ничего лучшего пока человечество не придумало и, смею думать, в ближайшее время не придумает. Система государственного репертуарного театра не препятствовала ни эксперименту, ни новаторству, ни высшим достижениям в искусстве, доказательством чему являются «Современник», «Таганка», «Ленком» и далее со всеми остановками». Марк Захаров. Безумству храбрых На встрече всегда звучит немало добрых слов в адрес мэра. Так было и на этот раз, и самая изысканная и, пожалуй, самая точная оценка деятельности Юрия Михайловича прозвучала из уст руководителя «Ленкома»: «Он придерживается тактики здорового английского консерватизма. Это прекрасно: консерватизм сегодня в цене». А затем Марк Анатольевич переключился на театральные проблемы, назвав 94-й ФЗ, ставящий на одну доску творчество и промышленное производство, «кодексом смерти». Однако на эксперимент с автономией он пойдёт: «страшно выкатываться в автономное плавание, но что-то делать надо. Не только занудствовать и жаловаться. «Ленком» готов попробовать, что это такое, и попытаться уцелеть». Тигран Алиханов. Скрипачу ЕГЭ не нужен Ректор консерватории с не меньшим жаром, чем предыдущие ораторы, обрушился на ЕГЭ и Болонскую систему: «Как принимать в консерваторию скрипача по результатам ЕГЭ? Как представить себе композитора-бакалавра, не умеющего написать оперу, пианиста, который может играть только Баха и понятия не имеет о том, как исполнять Дебюсси? Это абсурд! Недоучка будет основным продуктом двухуровневого образования, если мы на него перейдём». Марк Гурвич. Как жить по закону? Председатель Совета директоров театров Москвы, директор театра им. Ермоловой, как всегда, говорил о театральных хозяйственно-финансовых проблемах, которые увы не вчера начались и, к сожалению, не завтра закончатся. Выглядело это, благодаря убедительности и артистическому дару оратора, буквально как хроника пикирующего бомбардировщика. Первый гром грянул лет пять-шесть назад, когда начали обсуждать казначейскую систему исполнения бюджета. Для театра такая система не подходит: он лишается самостоятельности в расходовании им же самим заработанных внебюджетных средств. Ситуация абсудна сама по себе, но чиновников это не волнует. «Второй звонок», по мнению Гурвича, прозвенел в 2004-м, с появлением проекта закона об автономных учреждениях, «совершенно безобразного», несмотря на то, что он был согласован со всеми бюджетными министерствами. И только двухлетние тяжёлые переговоры СТД с многочисленными инстанциями привели к тому, что сегодня закон об автономном учреждении имеет тот вид, с которым можно хотя бы смириться, с которым можно как-то работать. С 1 января 2006 года вступил в силу пресловутый ФЗ № 94. Понятно, что крупные закупки: дорогостоящее оборудование, кресла в зал, капитальный ремонт, – это, бесспорно, предмет для конкурсов и тендеров, но не каждый же гвоздь покупать по тендеру! – Мы с этим законом как-то работаем, – восклицает Гурвич, – а законодатель тем временем думает, что бы ещё такое придумать для театра. И придумывает: в 2007 году появляется дополнение к 94-ФЗ – творческие конкурсы на всю постановочную группу спектакля. Комментарии излишни! Каким по счёту «звонком» был принятый в 2008-м очередной закон о внесении изменений в некоторые уже действующие законы относительно сдачи в аренду помещений, директор Ермоловского уточнять не стал. Подчеркнул лишь, что сравнивать сдачу нежилых помещений и сценических площадок – нелепо: «Если процедуры в обоих случаях одинаковы, то проведение театрами фестивалей, гастролей своих коллег, спектаклей других театров категорически исключается, а закон на этот счёт молчит». Единственным мажорным аккордом во всём выступлении прозвучала высказанная Марком Гурвичем надежда на отмену творческих конкурсов и на то, что автономия станет для театров не только способом освободиться от тисков федеральных законов, но, главное – возможностью творческого роста. Юрий Поляков. Что читаем? Для чего читаем? Отправной точкой выступления главного редактора «ЛГ» стала фраза о мало читающем зрителе. Юрий Михайлович придал этой проблеме новый ракурс: серьёзный театральный зритель во многом начинается с серьёзного читателя. Утрата навыков вдумчивого чтения – национальное бедствие, ибо читающий человек суть человек мыслящий, и это такой же государственный ресурс, как газ, нефть или никель. При поддержке московского правительства «ЛГ» выпускает приложения «Семейное чтение» и «Читающая Москва». Наша газета создавалась Пушкиным и Дельвигом как раз для того, чтобы сориентировать тогдашнего читателя в, как принято сейчас выражаться, качественной литературе – поделок и развлекаловки и в XIX столетии хватало. Сегодня газета старается эту традицию продолжать. И, по мнению Юрия Полякова, в пропаганде хорошей литературы, особенно среди молодёжи, важным звеном должны быть именно писатели. В этом смысле потенциал Союзов писателей, а их в Москве два, и каждый объединяет в своих рядах более двух тысяч человек, используется явно недостаточно. В былые времена, когда существовало Бюро пропаганды литературы, писатели часто выступали в школах, вузах, на предприятиях. Но сегодня слово «пропаганда» не в почёте. Оттого и хорошее дело – в загоне. А его непременно нужно возродить. Особенно важно вернуть писателя в телеэфир. Качественной программы о литературе на ТВЦ, к сожалению, пока нет. А телевидение сегодня, хотим мы этого или не хотим, определяет наш образ жизни. О чём в «ящике» говорят – то и читаем в большинстве своём. Вкус к хорошей литературе могут и должны прививать библиотеки, но сегодня на их полках – в основном «вокзальное чтиво», которое и литературой-то назвать грех. Ведь комплектация библиотечных фондов производится… на всё той же конкурсной основе. А бульварная литература во все времена стоила дешевле литературы серьёзной. Ещё одна тема, которой не мог не коснуться Юрий Поляков, – это современная драматургия, тем более что деятели театра составляют на таких встречах подавляющее большинство. На страницах «ЛГ» давно уже идёт оживлённая дискуссия на эту важную тему. При советской власти существовала традиция, если можно так выразиться, принудительного оптимизма, когда драматургов и режиссёров заставляли «улучшать» реальную жизнь при переносе её на сцену. Многие малоталантливые люди на том хорошо зарабатывали, потому что высокохудожественную модель мира художник создаёт мучительно и трудно, а подделку под идеологический стандарт – достаточно просто. Сегодня же, и эту точку зрения разделяют многие, сложилась парадоксальная ситуация: принудительная установка на негатив. «У нас много проблем, но когда по ходу пьесы я вижу на сцене два помойных бака, и все события разворачиваются только на помойке, и это подаётся как аллегория нашей современной жизни, я с этим категорически не согласен. Может, в 90-х такая аллегория ещё могла бы быть корректной, но наша сегодняшняя жизнь гораздо сложнее», – считает Поляков. В заключение он предложил всем, кому не безразлична судьба современной драматургии, собраться и общими усилиями провести своего рода мозговой штурм, чтобы понять, как переломить ситуацию. Потому что «без острой, собирающей полный зал современной драматургии нам из этого порочного круга негатива не выбраться». Александр Авдеев. Разорвать порочный круг Новый министр культуры России впервые принимал участие в мероприятии такого рода. На собравшихся он произвёл впечатление человека конструктивного: к микрофону вышел не с заранее заготовленным докладом, а с заметками, сделанными по ходу выступлений предыдущих ораторов. Говоря о комплектовании библиотек, Александр Алексеевич согласился, что субвенции, которые выделяет государство на эти цели, недостаточны, поскольку «книга стала товаром, и товаром дорогим». В основе проблемы – всё тот же 94-ФЗ и чтобы разрушить эту порочную систему, надо «разрушить 94-й закон». Признание министра: «Я, законопослушный член правительства, предлагаю разрушить закон» вызвала в зале аплодисменты. Это оказалось не просто красивой фразой: Минкульту действительно предложено до конца ноября подготовить предложения о внесении изменений в этот законодательный акт, ставший глобальным камнем преткновения для отечественной культуры. Министр Авдеев предложил мэру Лужкову объединить усилия и вместе выйти с предложениями в правительство. Когда речь зашла о ЕГЭ, зал снова воодушевился. Цитирую: «Мы боремся с инициаторами ЕГЭ с самого начала. Министерство не подписало ни одной бумаги, которая предписывала бы творческим вузам приоритет ЕГЭ над творческими экзаменами. Если по результатам творческого экзамена абитуриента надо принимать, то пусть он по ЕГЭ хоть «два» получит, всё равно будет зачислен». К возможности перехода на автономию министр относится с большой осторожностью: есть плюсы, есть минусы, и если в Москве такой эксперимент может быть успешным, то в глубинке он обречён на провал. Ложкой дёгтя в той бочке мёда оказался вопрос об отраслевой зарплате, на которую с 1 декабря переводятся все учреждения культуры. С точки зрения Александра Авдеева, выбранная модель не является самой эффективной, и корректировать её придётся на ходу. Среднее повышение зарплаты составит 30%. Эта цифра сразу же вызвала обиженные реплики из зала: при зарплате в государственном театре в 6–7 тысяч эти 30% ничего не дадут. Готовый разгореться спор министр предложил продолжить в рабочем порядке. Спорщиков понять, конечно, можно. Но самое разумное в сложившихся обстоятельствах – подойти к этой проблеме философски: лучше хоть какая-то прибавка, чем вообще никакой. Юрий Лужков. Коней на переправе не меняют Заключительного слова мэра в этот раз все ждали с большим нетерпением. В кулуарах все разговоры были о том, хватит ли у московского правительства средств на культуру, в то время когда по миру бродит призрак глобального кризиса. Но Юрий Михайлович был категоричен: «Мы и в ситуации кризиса будем поддерживать культуру. Это долгосрочный вопрос. Все наши планы по развитию хозяйственного потенциала культуры будут выполнены. Объём финансирования вырастет до 30–31 миллиарда рублей против 24 миллиардов, заложенных в бюджет нынешнего года». Оптимизм мэра самым благотворным образом подействовал на присутствующих. Тем более что в его выступлении было немало приятных новостей и по части изменения 94-ФЗ, и по проблеме жилья для деятелей культуры, и по строительству и реконструкции театральных зданий, и по увеличению зарплаты работникам самых проблемных направлений — библиотек, детских кинотеатров, домов культуры, клубов и музеев. Будут выделены средства и на оборудование учреждений культуры всем необходимым для того, чтобы их могли посещать люди с ограниченными возможностями, а таких в Москве более 120 тысяч! Даже в вопросе перехода на автономию Юрий Михайлович не выказал серьёзных опасений: первые два-три театра, которые отважатся на такой шаг, наработают уникальный опыт, на основе которого можно будет искать оптимальное решение этой проблемы. Так что кризис кризисом, но на поддержку и развитие культуры средства у московского правительства найдутся при любых обстоятельствах. Подготовила