Естественно, «Литературную газету» особо интересует, какое место в своих программах и обещаниях отводят кандидаты на пост президента России культуре. Понимают ли они, что положение её нынче – бедственное и недостойное для страны с подобной историей и традициями? Собираются ли это печальное положение исправлять? Каким образом?
Статья Владимира Путина «Строительство справедливости: социальная политика для России» посвящена тому, чем живут люди: работе и трудоустройству, пенсиям, образованию, лечению, спорту и… культуре. Именно в таком порядке. Что у других?
Вот идут дебаты между левыми лидерами – Зюгановым и Мироновым. Думается, что они, как особо пекущиеся о духовном здоровье нации, особо затронут состояние нашей культуры. Но… Провозглашалось немало дельных вещей по вопросам политического строительства, избирательной практики. На «культурку» времени просто не осталось.
Более пространно говорит на сей счёт председатель партии «Справедливая Россия», заместитель председателя Госдумы Николай Левичев, отталкиваясь от упомянутой статьи Путина:
«Правильно вроде бы звучат предложения о повышении финансирования системы культуры и образования. Но почему-то игнорируется такая проблема, как рост образовательной и «культурной» бюрократии. В вузах, например, сложилась такая ситуация, что студенты и преподаватели просто оказались «не нужны», всем заправляет многочисленная камарилья административных работников, проректоров и замов. В ведущих вузах страны уже сегодня на одного преподавателя приходится два административных работника. Та же ситуация в здравоохранении. И вполне вероятно, что до «простых» работников обещанные председателем правительства деньги попросту не дойдут…»
На мой взгляд, дельные замечания, но… частные. Ситуацию они не переменят.
В предвыборной программе Геннадия Зюганова содержится обещание обеспечить культурный подъём и духовное единство страны:
«Государство защитит духовные ценности и национальные традиции всех народов России. До конца 2012 года будет принят закон «О культуре». В течение трёх лет расходы на эту сферу удвоятся. Усилятся меры сохранности памятников культуры. Мы надёжно защитим нашу историю от посягательств тех, кто порочит достижения прежних поколений. Повысится интеллектуальный и духовный уровень отечественного телевидения. Вы освободитесь от навязчивой телерекламы. Заработают масштабные программы защиты языка и культуры русского и всех народов России. Творческие союзы получат широкие возможности для деятельности».
Под многим тут хочется подписаться. Но как, за счёт чего, скажем, удвоятся расходы на культуру? Остаётся догадываться.
Обращаемся к программе ЛДПР. Здесь констатируется, что «идеологическое оружие наносит не меньше вреда, чем бомбы или ракеты. Оно разрушает национальные культуры и прививает мифы, в которых Америка является единственным оплотом добра и справедливости… ЛДПР считает, что провальная ситуация в отечественной культуре вызвана не столько недостатком финансирования отрасли, сколько предательством культурной элиты нашей страны».
Сказано выразительно, однако дело в плане практическом всё ограничивается сферой киноискусства.
Конечно, кино пока остаётся одним из важнейшим из искусств, но есть и другие области, также нуждающиеся в разумных и обоснованных практических решениях. О них программа умалчивает.
Как известно, в 2004 году кандидат в президенты Михаил Прохоров учредил частный благотворительный фонд. Его цель – системная поддержка культуры российских регионов, их интеграция в общемировое культурное пространство. Казалось бы, для Прохорова вопросы культуры – не чужая территория. Смотрим.
В предвыборной программе «Настоящее будущее» Прохоров отмечает, что у нас нет будущего без развития культуры как важного фактора модернизации страны и гармоничного развития составляющих её территорий. С этим не поспоришь.
Далее Прохоров говорит: «Я вижу будущее России как страны, населённой современными людьми, которые высоко ценят образование и культуру… Во имя достижения этих целей я намерен:
– максимально либерализовать сферу культуры, облегчить работу отечественных и зарубежных благотворительных фондов, поддерживающих культуру и культурные инициативы; создать налоговые стимулы для благотворительности в области культуры;
– превратить изучение истории и культуры народов, населяющих Россию, в элемент формирования общероссийской культуры, создания единого культурного пространства страны;
– создать сеть иностранных школ в России и российских культурных центров за рубежом, упростить процедуру обмена школьниками и студентами; сделать изучение иностранных языков приоритетным направлением дошкольного и школьного образования;
– добиться признания русского языка официальным языком Европейского Союза;
– возродить культуру печатного слова; содействовать книгоизданию и распространению периодических печатных изданий; создать систему государственных грантов и премий для писателей, журналистов и книгоиздателей».
На мой взгляд, меры носят слишком общий характер, а с другой стороны, явно узковаты. Да, с иностранными языками дело неважно, а с изучением русской и национальной классической литературы, музыки, живописи?
На этом фоне раздел статьи Путина по вопросам культуры выглядит солиднее:
«Надо признать, в прошедшее десятилетие внимание к развитию культуры было недостаточным. Нас успокаивали, с одной стороны, растущий платёжеспособный спрос на посещение концертов и театров, а с другой – широкое распространение Интернета, в котором неплохо представлены в том числе вполне достойные культурные блага. Разумеется, государство, со своей стороны, стимулировало художественное творчество и поддерживало музеи, библиотеки и другие учреждения культуры. Но масштабы такого рода активности отставали от роста коммерческой составляющей в сфере досуга. Излишне коммерциализированными (а многие говорят прямо – пошлыми) стали и программы федеральных телеканалов».
Это были констатации, а вот предложения:
«Государство поддержит формирование публичных электронных библиотек, музейных и театральных интернет-ресурсов, будет приобретать права на бесплатное размещение в Интернете выдающихся фильмов и спектаклей. Мы будем развивать систему самодеятельного художественного творчества – начиная со школы… В крупных и средних городах будет развиваться практика, когда музеи работают допоздна… Надо создать передвижной фонд наших национальных музеев, который наполнит галереи малых и средних городов России… Будет расти финансирование системы грантов, предоставляемых на конкурсной основе деятелям искусства и художественным коллективам, в том числе молодёжным… Надо перенять практику приглашения молодых деятелей искусства из разных стран – предоставления им стипендий, условий для творчества и общения друг с другом… Цифровое телевидение даёт возможность создать общенациональные специализированные каналы. Нам нужно иметь каналы, посвящённые классической музыке, театру, изобразительному искусству и архитектуре, «литературный» и «исторический» каналы. И, конечно, несколько каналов «детской классики» для каждого возраста».
Подводим итоги. У всех кандидатов есть стоящие предложения, их стоило бы обобщить, учесть победителю президентских выборов. Но общее впечатление таково. Культура всё же пребывает в остаточной части программ, а значит, и сознания кандидатов. Там её неприметное местечко. Видно, долго ещё ждать времён, когда помогать нашей культуре – или тому, что от неё останется, – будут не по остаточному принципу. Понимая, что без культуры у страны нет будущего.