Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Культурный мятеж

01 января 2007

ТЕЛЕКРИТИКА

Когда на нашем ТВ вдруг появляется нечто разговорно-интеллектуальное, да к тому же в культурном плане, а не в области поднадоевшей уже пикировки на общественно-политические темы, да, можно сказать, в прайм-тайм и плюс ко всему, когда это нечто являет собой сугубо отечественный, а не лицензионный экранный продукт – впору радостно изумиться. А если прибавить, что новая передача появляется в сетке Первого канала, в особо горячем интересе к культурной составляющей в последнее время не замеченного, градус эмоций и предвосхищений возрастает в разы. К тому же фигура автора-ведущего проекта Александра Гордона, одного из немногих оставшихся в пространстве ящика людей, которых хочется и видеть, и слышать, невзирая даже на некоторый нарциссизм, впрочем, извинительный для представителей данной сферы деятельности. 

«Гордон Кихот» – так ничтоже сумняшеся назвал свой очередной проект Чайльд Гарольд отечественного эфира, не устающий позиционировать себя в качестве самой дерзкой и неполиткорректной говорящей головы. Основной задачей программы объявлена битва с ветряными мельницами современной культуры. И объект для дебютной схватки был избран, может быть, и с некоторым запозданием, однако безошибочно. Сергей Минаев, автор наделавшей шороху и продаж трилогии «Духless» – «Media Sapiens» – «The Тёлки», которую кто-то успел уже возвести в ранг едва ли не долгожданного нового слова в российской словесности, а кто-то, напротив, почёл за лучшее столь же вызывающе-демонстративным образом не заметить вовсе. 

Важных выводов вечер минувшего четверга позволил сделать разом несколько. Во-первых, кажется, нельзя было подвергнуть себя более эффективной самоэкзекуции: литератору (по основному роду деятельности – виноторговцу) Минаеву удалось выпороть себя с особым смаком, и если и сохранялись у кого к этому моменту сомнения относительно подлинного масштаба этого явления, то они должны были окончательно отпасть и разрешиться. Ну не может, как хотите, русский писатель (хоть бы он именовал себя не писателем вовсе, а «рассказчиком») вести себя подобно капризному барчуку с надутыми губками, что называется, многовековая традиция не велит. Надо заметить, в часовом сеансе полного разоблачения «мельнице № 1» изрядно помог предусмотренный форматом программы стан её сторонников: media sapiens и писатель Андрей Малахов, бывший депутат и писатель Алексей Митрофанов несли на всю страну такую всесокрушающую гиль и демонстрировали столь выразительные образчики пещерного сознания («На что мне сдалась эта Наташа Ростова?! Я хочу читать про современное!» – витийствовал, к примеру, Митрофанов), что ощущать себя с ними заодно, при всём предполагаемом желании, было решительно невозможно. 

Противоположная же трибуна, где находились противники антигероя, и в их числе такие глубокие и самостоятельные умы, как литературовед Игорь Волгин, главный редактор издательства «Ad marginem» Александр Иванов, продемонстрировала – и это второй вывод – очевидные проблемы с чёткостью и внятностью формулировок в ответе на основной вопрос повестки дня, а именно: «Чем же всё-таки плох Минаев и его творения?» Да, они изъяснялись не в пример более умно, интеллигентно, образно, но расставить точки над «i», а уж тем более обосновать свою позицию со сколько-нибудь научной, а не только метафизической точки зрения, никому, по сути, так и не удалось. 

Ближе всех к постижению сути подошёл, как ни странно (или, наоборот, как и должно), сам Александр Гордон, разъяснивший, причём с доказательной базой в виде цитат из минаевских интервью в руках, что главная проблема беллетриста заключается в его тотальной нелюбви и к своим персонажам, и к своим героям. 

Наконец, ещё один немаловажный вывод из увиденного «крик-шоу». Накал страстей в студии был столь громокипящ и яростен (куда там Жириновскому с Прохановым!), что назвать первый выпуск «Гордон Кихота» вялым термином «ток-шоу» было бы изрядным прегрешением против истины. Следовательно, литература продолжает волновать нас куда интенсивнее, чем многие иные сферы человеческой деятельности. И наблюдать за горячими литературными дебатами, пускай, порой в многоголосом на повышенных тонах шуме было на самом деле не разобрать ни единого слова, – куда интереснее, нежели за унылыми по большей части спорами пикейных жилетов о текущей политической ситуации. А значит, рано, наверное, скидывать со счетов и сакраментальное высказывание о «самой читающей стране», и предаваться ламентациям относительно непоправимости национальной перекодировки. 

И вот уже хотя бы за это нужно выразить Александру Гордону и Первому каналу особую благодарность и с нетерпением ждать второй и последующие выпуски «Гордон Кихота» 

Александр А. ВИСЛОВ

Обсудить в группе Telegram

Александр Вислов

Окончил театроведческий факультет ГИТИСа. Раб... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS