Когда на нашем ТВ вдруг появляется нечто разговорно-интеллектуальное, да к тому же в культурном плане, а не в области поднадоевшей уже пикировки на общественно-политические темы, да, можно сказать, в прайм-тайм и плюс ко всему, когда это нечто являет собой сугубо отечественный, а не лицензионный экранный продукт – впору радостно изумиться. А если прибавить, что новая передача появляется в сетке Первого канала, в особо горячем интересе к культурной составляющей в последнее время не замеченного, градус эмоций и предвосхищений возрастает в разы. К тому же фигура автора-ведущего проекта Александра Гордона, одного из немногих оставшихся в пространстве ящика людей, которых хочется и видеть, и слышать, невзирая даже на некоторый нарциссизм, впрочем, извинительный для представителей данной сферы деятельности.
«Гордон Кихот» – так ничтоже сумняшеся назвал свой очередной проект Чайльд Гарольд отечественного эфира, не устающий позиционировать себя в качестве самой дерзкой и неполиткорректной говорящей головы. Основной задачей программы объявлена битва с ветряными мельницами современной культуры. И объект для дебютной схватки был избран, может быть, и с некоторым запозданием, однако безошибочно. Сергей Минаев, автор наделавшей шороху и продаж трилогии «Духless» – «Media Sapiens» – «The Тёлки», которую кто-то успел уже возвести в ранг едва ли не долгожданного нового слова в российской словесности, а кто-то, напротив, почёл за лучшее столь же вызывающе-демонстративным образом не заметить вовсе.
Важных выводов вечер минувшего четверга позволил сделать разом несколько. Во-первых, кажется, нельзя было подвергнуть себя более эффективной самоэкзекуции: литератору (по основному роду деятельности – виноторговцу) Минаеву удалось выпороть себя с особым смаком, и если и сохранялись у кого к этому моменту сомнения относительно подлинного масштаба этого явления, то они должны были окончательно отпасть и разрешиться. Ну не может, как хотите, русский писатель (хоть бы он именовал себя не писателем вовсе, а «рассказчиком») вести себя подобно капризному барчуку с надутыми губками, что называется, многовековая традиция не велит. Надо заметить, в часовом сеансе полного разоблачения «мельнице № 1» изрядно помог предусмотренный форматом программы стан её сторонников: media sapiens и писатель Андрей Малахов, бывший депутат и писатель Алексей Митрофанов несли на всю страну такую всесокрушающую гиль и демонстрировали столь выразительные образчики пещерного сознания («На что мне сдалась эта Наташа Ростова?! Я хочу читать про современное!» – витийствовал, к примеру, Митрофанов), что ощущать себя с ними заодно, при всём предполагаемом желании, было решительно невозможно.
Противоположная же трибуна, где находились противники антигероя, и в их числе такие глубокие и самостоятельные умы, как литературовед Игорь Волгин, главный редактор издательства «Ad marginem» Александр Иванов, продемонстрировала – и это второй вывод – очевидные проблемы с чёткостью и внятностью формулировок в ответе на основной вопрос повестки дня, а именно: «Чем же всё-таки плох Минаев и его творения?» Да, они изъяснялись не в пример более умно, интеллигентно, образно, но расставить точки над «i», а уж тем более обосновать свою позицию со сколько-нибудь научной, а не только метафизической точки зрения, никому, по сути, так и не удалось.
Ближе всех к постижению сути подошёл, как ни странно (или, наоборот, как и должно), сам Александр Гордон, разъяснивший, причём с доказательной базой в виде цитат из минаевских интервью в руках, что главная проблема беллетриста заключается в его тотальной нелюбви и к своим персонажам, и к своим героям.
Наконец, ещё один немаловажный вывод из увиденного «крик-шоу». Накал страстей в студии был столь громокипящ и яростен (куда там Жириновскому с Прохановым!), что назвать первый выпуск «Гордон Кихота» вялым термином «ток-шоу» было бы изрядным прегрешением против истины. Следовательно, литература продолжает волновать нас куда интенсивнее, чем многие иные сферы человеческой деятельности. И наблюдать за горячими литературными дебатами, пускай, порой в многоголосом на повышенных тонах шуме было на самом деле не разобрать ни единого слова, – куда интереснее, нежели за унылыми по большей части спорами пикейных жилетов о текущей политической ситуации. А значит, рано, наверное, скидывать со счетов и сакраментальное высказывание о «самой читающей стране», и предаваться ламентациям относительно непоправимости национальной перекодировки.
И вот уже хотя бы за это нужно выразить Александру Гордону и Первому каналу особую благодарность и с нетерпением ждать второй и последующие выпуски «Гордон Кихота»