– Супружеский союз творческих людей, тем более из одного цеха, редко бывает счастливым. Как уживаются в вашей семье два поэта?
Арсений: Мы познакомились как известный эстрадный поэт и панк-рокер. Панку пришлось весьма сильно измениться, чтобы завоевать внимание и любовь поэта, и в дальнейшем семейный союз развивался именно так – бывший панк трансформировался в поэта, чтобы привлекать внимание избранницы.
Алла: Пожалуй, семейный союз и два поэта – это разные вещи. Семейный союз наш держится на недюжинном терпении Арсения – со мной весьма непросто ужиться. А поэзия остаётся самым главным в жизни. За 26 лет мы серьёзно ругались только три раза. Каждый раз из-за стихов, и чаще всего – чужих.
Арсений: Первый раз из-за Глеба Горбовского и Александра Ерёменко – совсем я не понимал ни того ни другого…
– Как поэты вы, на мой взгляд, очень разные. Сами как думаете, есть ли какое-то пересечение ваших художественных миров? И как правильнее было бы назвать творческое взаимодействие между вами: соперничество или содружество?
Арсений: Это, безусловно, сотрудничество. Причём возникло оно из взаимоотношений учитель – ученик… Алла всегда, с младых ногтей преподавала… это её любимое дело, а я люблю учиться… хотя сейчас тоже преподаватель.
Алла: Это, скорее, таланты и поклонники. У нас очень разная поэтика – это не позволяет соперничать, и это же не позволяет сотрудничать в полной мере. Так как никто из нас не допускает ученических ляпов, то недовольство стихами друг друга – чистая вкусовщина… впрочем, как и восхищение… Я восхищаюсь его стихами.
Арсений: Не далее как неделю назад Алла в полном восхищении разбила меня в пух и прах на поэтическом семинаре Студии…
– Зачем вообще сегодня писать стихи? Очень уж много их на просторах интернета. Да и писательское слово, увы, не много нынче значит...
Арсений: Наш учитель и один из самых любимых поэтов-современников Юрий Викторович Казарин как-то сказал: если не можешь не писать – не пиши… Конечно, каламбур, но серьёзно – писать стихи, на мой взгляд, нужно только тогда, когда есть поэтический повод для стихотворения… Вяземский под конец жизни кокетливо высказывался в том смысле, что если бы он знал, что можно писать без вдохновения, то он бы сто-о-олько написал… но, думаю, нет в этом нужды – холостые выстрелы.
Так как я пишу только в самых крайних случаях, 90 процентов мною написанного опубликовано в толстых литературных журналах. Значит, оно проходит редакторский фильтр, следовательно, качественно отличается от того, что валом валит в интернеты. А пишется это, патетически скажу, для вечности, а там ни значение для современников, ни похвала коллег по цеху значения не имеют.
Алла: Я пишу много. Показываю очень мало. В журналы отсылаю ещё меньше. Самоцензура, понимаете ли.
А писательское слово сейчас очень мало значит, потому что писатель боится идти к народу. Идти вживую, а не на интернет-страничках. Но писать нужно хотя бы потому, что любые произведения искусства, и стихи в том числе, – это самый точный слепок времени…
Да и стихи отомстят, если попытаться от них осознанно отказаться.
– Знаю, что вы заняты благородным и неприбыльным делом – изданием поэтических серий. Как возникла эта идея, как развивалась и какие серии издаёте сейчас?
Арсений: С детства мечтал быть коллекционером, но, видимо из-за темперамента, мои коллекции никогда не насчитывали больше двух-трёх объектов, зато теперь вторая сотня разноцветных книжек в шести сериях радует меня и современных любителей изящной словесности.
Алла: В 2015 году, когда проекты российского товарищества поэтов «Сибирский тракт» превратились в самоповторение, мы с Арсением и Андреем Пермяковым искали новые варианты. Идею издательства Андрей предлагал давно, но я, как человек, умеющий считать затраты, была резко против. Потому что ни прибылей, ни славы, ни даже любви современников этим не снискать. Время показало, что я была во всём права. Это очень затратный для семейного бюджета проект, ещё и вызывающий у нечистых на руку людей желание устраивать нам травлю, чтобы заработать себе грошовую известность. Поэтому тут, скорее, стоит задать вопрос: зачем ввязались и почему до сих пор не бросили?
И ввязались, и не бросили потому, что сами поэты и прекрасно знаем, что не только после написания стихов, но и после издания книги у поэта возникает ощущение молчаливого вакуума, в котором глохнут его слова. И избежать этого возможно, только соединяя настоящих писателей и реальных читателей!
Мы знаем, как это сделать, мы умеем отбирать из потока лучших авторов, у меня есть люди, до сих пор готовые поддерживать мои проекты финансово, и это значит, мы можем издавать и распространять книги за наш счёт. Так что бросить этот проект не позволит совесть.
Первой серией была серия «Срез», в которой мы издаём книги самых значимых авторов современности: Юрия Казарина, Виктора Куллэ, Алексея Пурина, Игоря Панина. Эта серия не дошла ещё даже до 50 сборников, потому что и не может дойти. А авторов, которых хочется напечатать, гораздо больше, поэтому, создав ещё несколько серий, мы пришли к самой популярной сейчас в издательстве серии «The Single», за идею которой не перестанем благодарить Романа Рубанова. Сейчас это ведущая серия издательства, через неё проходят все молодые и перспективные авторы, в ней маститые поэты публикуют свои визитки, как это сделал Максим Замшев, или созданные специально для этой серии проекты, как сделал Вадим Степанцов. В своём обзоре газета «Комсомольская правда» назвала наш «The Single» преемником знаменитой библиотеки «Огонька».
– Кроме этого вами учреждён ещё и конкурс «Кубок издательства «СТиХИ», а также проводится поэтический фестиваль в Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Махачкале. И ещё вы организуете мастер-классы Студии издательства «СТиХИ». Что это за мероприятия? И насколько тяжела эта культуртрегерская ноша, особенно если учесть, что приходится постоянно разъезжать по разным городам?
Арсений: Все премиальные проекты издательства – и содружество «Кубков» («Кубок издательства» и «Кубок в кубке»), «Моё солнцестояние» (мой конкурс одного лирического стихотворения), «Большой поэтический слэм», и премии продакт-директора издательства Елены Фроловой – все они существуют только с одной целью… вернее, основная цель их существования – поиск новых имён для издательства. Мы категорически против окукливания и публикации только «своей тусовки».
Ну а кроме того, все любят праздники, а мы умеем устраивать праздники не хуже, чем печатать книги!
Алла: А кроме праздников мы увидели жизненную необходимость для большинства современных стихотворцев (особенно живущих не в столицах), с одной стороны, во вдумчивом профессиональном разборе их произведений опытными мастерами, а с другой – в ежедневном общении с коллегами по цеху. Так возникла бесплатная поэтическая Студия издательства «СТиХИ». Семинары в ней ведут такие мэтры, как Алексей Алёхин, Ирина Евса, Юрий Казарин, Виктор Куллэ, Алексей Пурин и молодые, но известные критики Анна Жучкова, Сергей Ивкин, Константин Комаров, Евгения Коробкова. И шесть дней в неделю на профессиональные темы читают лекции лучшие современные поэты, культуртрегеры, актёры, учёные. И если на семинарские занятия – строгий творческий конкурс, то лекции доступны любому желающему на нашем ютьюб-канале (а теперь ещё в «Дзене» и на «Рутубе» по понятным причинам).
Насколько тяжела эта ноша? Всё зависит от опыта. Когда эвент-менеджеров ещё не существовало в природе, я не только с успехом организовывала мероприятия, но и хорошо зарабатывала на них. Так что устроить самый яркий фестиваль в Москве, не привлекая никаких средств, кроме средств частных спонсоров, легко и просто. А масштабировать его на несколько городов после первого успеха и того проще. Главное – помнить, что весь этот праздник ты делаешь не для себя любимой, а для поэтов и, самое главное, зрителей. Это ещё одна «точка контакта» – возможность разрушить вакуум молчания и напомнить поэтам, что их творчество – не только инвестиция в вечность, но и способ достучаться до современников.
– Перечитываете ли классиков или в основном сосредоточены на чтении современных авторов?
Арсений: Вот буквально на днях перечитывал любимого позднего Вяземского. Огромный поэт, именно поздний, такой мостик из века золотого в век Серебряный.
А так, конечно, успевать бы современников читать… Хотя я имею возможность знакомиться с новинками нашего издательства до выхода книг «в бумаге» – это один из бонусов работы художественного руководителя.
Алла: Молодых современников читаю по профессиональной необходимости… хотя и среди них у меня есть фавориты, например Кира Османова, Анна Долгарева, Михаил Свищёв, Амирам Григоров и ещё десяток имён… А для души читаю поэтов прошлого на разных языках (когда компетенций хватает) и при помощи гугл-переводчика.
– Есть ли уже идеи новых проектов, которые хотелось бы осуществить в будущем?
Арсений: Сейчас главный проект – поиск тех, кто поможет в создании нового сайта издательства. И самое сложное здесь – поможет максимально бескорыстно очень скрупулёзным заказчикам. Реализация книг через сайт – так себе канал: лучше, чем это происходит при живой презентации, всё равно не получится, но онлайн-магазин нужен для упрощения заказа книг издательства.
Также нам нужны специалисты в продвижении наших новых площадок – на «Дзене» и «Рутубе». Ни сил, ни времени погрузиться в переезд так, как мы пару лет назад погрузились в «Ютьюб», просто нет, а в случае запрета «Ютьюба» на территории РФ пострадают тысячи зрителей нашего канала.
Алла: Планов и идей у меня, как обычно, громадьё. Это и партнёрство с библиотеками, и новый проект по работе со школьниками, но всё это требует денег. Карман даже самых заинтересованных в нас спонсоров не бездонный, да и просить я не привыкла, помощь была их личной инициативой. Поиск спонсоров – отдельная непростая работа, на которую у меня нет ни желания, ни времени. А попытаться воплотить эти идеи за счёт семейных средств – нечестно по отношению к мужу, ведь это именно он тратит всё свободное от заработков, преподавания и семьи время на реализацию наших проектов. Поэтому пока жду, когда в очередной раз с неба свалится возможность эти проекты оплатить.
Арсений: Достаточно просто государственной поддержки, нет нужды напрягать небеса.
Беседу вела
Анастасия Ермакова
«ЛГ»-досье
Алла Николаевна Поспелова – поэт, культуролог, преподаватель. Родилась в 1971 году в Свердловске. Окончила Уральский государственный университет им. А.М. Горького. Член Союза писателей России. Почётный член Клуба писателей Кавказа. Один из основателей российского поэтического товарищества «Сибирский тракт». Главный редактор издательства «СТиХИ», ректор Студии издательства «СТиХИ». Лауреат международных поэтических премий, премии «Будущее России». Автор двух поэтических книг – «Крест» (1998) и «Цветы и песни» (2017). Публиковалась в журналах «Урал», «Волга», а также в «ЛГ» и «Комсомольской правде», альманахе «Графит» и других изданиях.
Арсений Ли – поэт, дизайнер, специалист по брендингу. Родился в 1977 году в Ленинграде. Окончил Уральский государственный университет им. А.М. Горького по специальности «биохимик». Член Союза писателей России, почётный член Клуба писателей Кавказа. Один из основателей российского поэтического товарищества «Сибирский тракт». Арт-директор издательства «СТиХИ». Автор поэтической книги «Сад земных наслаждений» (2016). Публиковался в «ЛГ», журналах «Арион», «Урал», «Волга», «Нижний Новгород», альманахе «Графит» и других изданиях.