В начале ХХ века – в лихолетье революций, потоков беженцев и гражданской войны – Белоруссия помогла избежать гибели, нищеты и забвения многим выдающимся деятелям российской культуры и науки. Среди них – литератор и историк Дмитрий Мережковский (1865 – 1941), поэтесса Зинаида Гиппиус (1869 – 1945), его супруга, а также публицист и социолог Дмитрий Философов (1872 – 1940). В конце декабря 1919-го с помощью Луначарского, тогдашнего наркома просвещения РСФСР, им удалось избежать ареста в Петрограде и для «чтения лекций по истории литературы и искусства среди красноармейских частей» (как указывалось в сопроводительных документах) выехать в Белоруссию.
По воспоминаниям известного советского писателя Михаила Слонимского, провожавшего «командированных», «их отъезд был сплошное страдание. Толпа разделила и отнесла их к разным вагонам, в давке терялись чемоданы. До последнего мгновенья не могли попасть в поезд, хоть Мережковский и кричал: «Я член Совета… я из Смольного!» Мучения продолжились и в поезде». «Трое суток от Петербурга до Жлобина – сплошной бред, – отмечал в своём дневнике Мережковский. – Налёты «чрезвычайки», допросы, аресты, пьянство, ругань, почти драки из-за мест, духота, тьма, вонь, ощущение ползающих по телу насекомых…»
Мережковский с Гиппиус и Философовым сошли в Жлобине. «С трудом найдя проводников, обобранные, усталые и больные, глухими лесными дорогами, а иногда и совсем без дорог, целиною по снежному насту мы направились в Бобруйск на Березине, за которой на несколько месяцев замер польско-советский фронт», – позже писал Д. Мережковский. С десяток дней они прожили в Бобруйске, где Мережковский с Гиппиус пополнили свои дневниковые записи: «Бобруйск оказался на удивление уютным даже в столь кровавое и морозное время. Здесь у нас появились истинные друзья и помощники…» А в середине января, приехав в Минск, они начали заниматься тем, ради чего вырвались из Петрограда: в беседах с интеллигенцией, военными, в статьях и лекциях убеждать Европу в необходимости решительной борьбы с большевизмом.
Приезд «мережковцев» в Минск, а затем, 22 февраля 1920 года, их переезд в Вильно стали, естественно, событием для русского общества, уже пятый год отрезанного фронтами от культурной метрополии. Газета «Виленский курьер» немедленно сообщила о прибытии «группы известных писателей и литераторов». Затем та же газета поместила заметку о выступлениях Мережковского, Гиппиус, Философова и их друга, начинающего поэта М. Злобина, в Минском городском театре. Чуть позже в том же издании перепечатывается из «Минского курьера» стихотворение З. Гиппиус «Рай земной (В альбом Корнею Чуковскому)». С 29 января по 24 февраля включительно в «Виленском курьере» появляется до 12 материалов о Мережковском, Гиппиус и Философове. Там же печатаются отрывки из некоторых произведений Мережковского, его стихи и ряд памфлетов.
Но проповедь «беглецами» основанного на католицизме русско-польского союза в борьбе с большевизмом оказалась не в чести и в Минске, и в Вильно: польские войска, захватив к тому времени почти всю Белоруссию, Виленский край и половину Украины с Киевом, едва ли не бесчинствовали там. Как отмечали «Минский» и «Виленский курьер», «непольскую» публику разочаровал по большей части нелитературный характер выступлений прибывших. Зато слушателей поразило доскональное знание Мережковским и Гиппиус творчества Адама Мицкевича. Но многие местные поляки скептически высказывались о роли, которую хочет придать Польше для возрождения России «группа Мережковского». В описываемых же «мережковцами» картинах распада России и причинах господства большевизма известный белорусский и литовский историк-литератор Винцент Лютославский увидел «презрение к собственному народу и добровольное, сверхъязвительное самооплёвыванье. Таким путём не возродить ни русскую духовность, ни русскую государственность…».
Из Вильно Мережковский с Гиппиус, Философовым и Злобиным выехали летом 1920 года в Польшу, где Философов остался и умер в 1940-м. Чета Мережковских вместе со Злобиным в конце 1920-х переехали во Францию, где и нашли последнее пристанище…