Сэр Уинстон Черчилль – это живое воплощение традиционно английского афоризма: «У Великобритании нет постоянных друзей и врагов, у неё есть постоянные национальные интересы». Раздражающий пример для всех, кто жаждет войти в политику с помощью иностранных держав, скандальности в Сети или демонстрации сексуальных прелестей.
Родился Уинстон в семье известного политика, род Черчиллей ведёт начало от герцога Мальборо. Прилежностью в учёбе не отличался, папаша и вовсе считал его тупицей. Окончил элитарную военную школу в Сэндхерсте в чине секунд-лейтенанта и стал военным корреспондентом, при этом принимал активное участие в боях, солдатом пройдя Европу, Южную Америку, Африку и Азию. Во время Англо-бурской войны попал в плен, однако удалось бежать. Стал известным благодаря своим газетным статьям.
С 1900 года Черчилль уже гремит в палате общин, во время Первой мировой – министр военно-морских сил. С началом Второй мировой войны – премьер-министр, призывающий сражаться до победного конца. Несмотря на популярность, проиграл послевоенные выборы лейбористам, и его заменил Клемент Эттли.
В 1951 году с победой консерваторов сэр Уинстон в возрасте 76 лет вновь на четыре года возглавил правительство. Разнообразно талантлив: автор множества книг, многотомной истории Второй мировой войны, нобелевский лауреат. Небесталанный художник, выставлявший свои картины в Лувре. Даже работал каменщиком и построил себе дом. Закоренелый русофоб, опасавшийся усиления нашего влияния в Афганистане и Индии, а после Второй мировой – и в Европе. Ярый антикоммунист, один из организаторов интервенций в Советскую Россию.
Черчилль всеми силами пытался сохранить Британскую империю, однако он был достаточно гибок и изворотлив. Это превосходный тактик, умелый переговорщик, мастер быстро менять позицию. Во Второй мировой войне он пошёл на союз со своим заклятым врагом Сталиным, смело перелетал во время боёв в Москву, Тегеран и Ялту, пытался водить Сталина за нос, обещая открыть второй фронт уже в 1942 году (а это, как мы знаем, случилось лишь в 1944-м, когда советские войска уже шли к Берлину). Однако английские северные конвои, перевозившие под немецким огнём оружие и боеприпасы по американскому ленд-лизу из Англии в СССР, сыграли важную роль и способствовали нашей победе.
После победы над фашистами Черчилль стал трубадуром холодной войны, открыв её страницу в своей фултонской речи. Тем не менее эта речь не отличалась жёсткостью. Черчилль сказал добрые слова в адрес «русского народа и союзника маршала Сталина» и предвидел печальные события, развернувшиеся чуть позже в Восточной Европе: процессы в «странах народной демократии» по образцу советского 37-го года и медленное уничтожение коммунистами оппозиционных партий.
Склонен к авантюрам, планировал уже после 9 мая 1945 года, в июле, вместе с немцами противодействовать расширению советского влияния в Европе вооружённым путём, одобрял планы американской военщины подвергнуть наши города атомным бомбардировкам.
Черчилль был настоящим однолюбом, прожившим пятьдесят с гаком лет с единственной женой Клементиной. В шумных романах на стороне он не замечен, а вот дети Рэндольф и Сара оказались беспутными неудачниками. Экстраверт, никогда не старался удержаться в кресле, постоянно отстаивал свои собственные взгляды. Политические речи писал сам, обладал превосходной памятью, мог наизусть декламировать Шекспира и других классиков.
У Черчилля было специфически английское чувство юмора: однажды, когда официант случайно пролил шампанское на его облезающую голову, спросил: «Вы думаете, это спасёт меня от полного облысения?» Всю жизнь он блистал афоризмами, например: «Своим долголетием я обязан спорту, ведь я им никогда не занимался». Или «Не желайте богатства и здоровья, а желайте удачи. На «Титанике» все были богаты и здоровы, а удачливыми оказались единицы».
Бесспорно, это один из самых великих политиков Великобритании, обросший многочисленными мифами. Конечно, он любил бренди, но знал меру, а его пристрастие к армянскому коньяку, которым его однажды одарил Сталин, сильно преувеличено. Регулярно спал после обеда, это повышало его работоспособность. К сигарам пристрастился ещё со времён работы военным корреспондентом на Кубе, в результате сигара стала частью его имиджа (вместе с коньяком). Среди сталинистов распространён некий текст с высокой оценкой Сталина как государственного деятеля, но это фейк, хотя сэр Уинстон во время войны временами и отвешивал формальные комплименты своему союзнику.
Мне рассказывал его личный секретарь, что в последние годы ему приходилось вместе со слугами приводить больного Черчилля в порядок, вставлять ему в зубы сигару и подводить к окну особняка у Гайд-парка, откуда он радостно помахивал рукой толпе поклонников.
Сэр Уинстон Черчилль пережил несколько инсультов и умер в январе 1965 года в возрасте 90 лет.
Так проходит мирская слава.