Свою «Золотую сотню» представил писатель, автор более тридцати книг романов и повестей, член СП России Юрий Красавин из Тверской области, г. Конаково.
Понятно, что писатель – это не литературовед, придерживающийся определённых канонов в выборе книг. Поэтому, с одной стороны, в данной сотне оказались произведения, к которым Красавин неравнодушен лично, как писатель, с другой стороны, здесь есть попытка более широкого охвата литературы по определённым периодам и направлениям, в результате чего почти в каждом из пунктов перечислено по нескольку авторов.
Отдана дань нашим литературным истокам. Первые два пункта обозначены как «Памятники древней русской литературы», куда входят: «Повесть временных лет», «Хождение игумена Даниила», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Слово о законе и Благодати» митрополита Илариона, послания протопопа Аввакума. Кончается этот список многоточием, то есть предполагается, что возможно включение и иных произведений. Пункт 3 – период: «Русская литература XVIII века: Ломоносов, Фонвизин, Державин…» Пункт 4 – «Русская литература начала XIX века: Жуковский, Крылов, Рылеев, Баратынский, Грибоедов…». Пункты 5, 6 – «История государства Российского» Н. Карамзина. Несомненно, если рассматривать литературу по периодам, то гораздо большее число авторов можно включить в список, и, возможно, именно таким образом есть шанс выйти за жёсткие рамки сотни.
Отрадно, что в списке появились такие имена, как Аксаков («Детские годы Багрова-внука»), Белинский (хотя, может быть, два пункта для критика всё же многовато, тем более что по два пункта отдано Толстому и Достоевскому. Несколько неожиданно появление в сотне Помяловского, Григоровича и Писемского, писателей, конечно, не плохих, но явно не первого ряда.
Любопытна подборка «Писатели о Гражданской войне» (пункты 41, 42): А. Фадеев «Разгром», А. Весёлый «Россия, кровью умытая», А. Серафимович «Железный поток», И. Бабель «Конармия». Или вот, например, «Лейтенантская проза» о Великой Отечественной» (пункты 53, 54): В. Некрасов, К. Воробьёв, Ю. Бондарев, Г. Бакланов, В. Кондратьев.
Не забыл автор включить и себя аж в три пункта из всего списка: в «Деревенскую прозу» (пункты 58, 59) вместе с Беловым, Распутиным, Шукшиным и Абрамовым, в пункт 69 – «Новая русская фантастика»: «Русские снега» и пункт 70 – роман «Письмена».
Несколько странной смотрится «Литература соцреализма», где с Н. Островским («Как закалялась сталь») и Л. Леоновым («Русский лес») соседствуют С. Бабаевский с произведением «Кавалер Золотой Звезды», В. Кочетов – «Журбины» и Ф. Гладков «Цемент».
Вошла и Библия: Бытие, Новый Завет.
Зарубежной литературе в отличие от предыдущего списка уделена одна треть из ста пунктов. Начинается с «Мифов Древней Греции», Гомера и Плутарха.
Прекрасно, что в этой части не забыты такие писатели, как Гюго, Бальзак, Мериме. Однако жаль, что не нашлось места для Мопассана, Т. Манна и Фицджеральда, хотя, скажем, Стендалю отданы сразу два пункта, кстати, и Джеку Лондону тоже. Снова, как и в предыдущем списке, появился Конан Дойл («Рассказы о Шерлоке Холмсе»).
Совершенно обойдена вниманием зарубежная поэзия (кроме Гомера, Шекспира и Гёте), что представляется уж совсем странным. Но скорее всего просто-напросто не хватило места.
В список попали и книги для детей и подростков: сказки бр. Гримм и Андерсена, Жюль Верн «20 тысяч лье под водой», Дефо «Робинзон Крузо», Дюма «Три мушкетёра», Марк Твен «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна». Как было замечено в предыдущем обзоре «ЛГ» № 23–24, для детской и юношеской литературы необходимо составлять отдельную сотню.
Что ж, список Юрия Красавина по-своему интересен и своеобразен. В него включено довольно много книг, о которых забыли предыдущие составители, но и появились книги, вызывающие искреннее недоумение: насколько обосновано их право находиться в «Золотой сотне»? Однако не будем судить строго – такое понятие, как субъективность, никто не отменял. Будем надеяться, что концентрация субъективных мнений рано или поздно перейдёт в убедительную объективную картину.