Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Курс капитана Грея

01 января 2007

ПЕРСОНА

ИТАР-ТАССЧестно говоря, я не могла себе вообразить принца Калафа из блистательной «Принцессы Турандот» или капитана Грея из «Алых парусов» 75-летними. И правильно делала. Несмотря на весомость юбилея, Василий Лановой сохранил и блеск в глазах, и спортивную подтянутость, и… неистребимый юношеский максимализм. И так же, как в юности, главным мерилом в профессии для него остаётся профессионализм.

– Все эти новоиспечённые «звёзды» на самом деле – чистый шоу-бизнес. Ловкие люди зарабатывают немалые деньги, делая при этом вид, что они приносят пользу. Воспитать профессионалов они не могут в принципе, только покалечить. Эти девочки и мальчики, некоторые действительно не без способностей, всерьёз думают, что они что-то собой представляют. И их наставники даже не думают это заблуждение развенчивать, наоборот, внушают, что мир ещё не знал такого таланта. Отсюда пренебрежение и к традициям, и к накопленному веками опыту, к целенаправленной работе вообще и к работе над собой в частности. Но настоящего артиста делает «школа»: четыре года, а не две недели. Это подмена, обман. Если хотите – признак времени, когда во главу угла ставятся деньги и слава, а не талант и трудолюбие, когда на сцену или съёмочную площадку выходят не ради служения высоким идеалам (они и слова-то такого не знают – идеалы!), а ради сиюминутного успеха, всё равно какой ценою добытого.

– Но стремление к успеху присуще человеческой природе. Мало найдётся на свете людей, мечтающих всю жизнь прожить тихо и незаметно, а уж среди людей искусства таких и вовсе не сыщешь.

– Если успех – результат напряжённой работы, а не ловкой раскрутки – честь и хвала тому, кто его заслужил. Мы ведь тоже были молоды. И на первом курсе были абсолютно уверены, что можем сыграть всё, что угодно. И первая известность кружила головы тем, к кому она приходила. Это к четвёртому мы начинали понимать, как мало мы ещё умеем, а с приходом в театр головокружение и вовсе проходило. Я почти шесть лет выходил только в массовках и эпизодах.

– Но из родного театра всё-таки не ушли, хотя приглашения, и весьма лестные, говорят, были.

– Русскому актёру это свойственно, для него театр – дом. И домом остаётся, какие бы времена он ни переживал. Даже те, кто много снимается, играет в антрепризе, редко окончательно порывают с родными театрами.

– Некоторые ваши коллеги убеждены, что большой стационарный театр может выжить, имея в репертуаре мобильные постановки, которые легко «поднять на колёса».

– Конечно, в большом театре можно делать малосоставные спектакли. У нас есть такие: с Юлией Борисовой мы играем «Милого лжеца» Килти, с Евгением Князевым – «Посвящение Еве» Шмитта. И когда предлагают антрепризный выезд, мы вывозим эти спектакли. Однако это не выезд театра, это театр разрешает нам: мы вам мало платим, можете поехать заработать. Но по уровню это не антрепризная халтура, а настоящие вахтанговские спектакли. А жить, именно жить, а не выживать, театр должен за счёт полноценной драматургии и серьёзной режиссуры, не поступаясь своими художественными принципами и традициями. Но и то, и другое сейчас в большом дефиците.

– Вы в антрепризу, насколько мне известно, ни ногой.

– Когда-то один раз попробовал, но получилось не очень удачно. Пьеса была очень хорошая, серьёзная – Артур Миллер. А антреприза любит пустельгу. Что-то очень лёгкое и слишком привлекательное, на потачку сегодняшнему вкусу.

– В кино или в сериал вас тоже, похоже, не заманить?

– Иногда кто-то пытается что-то предложить, но я неизменно отвечаю: когда будет литература, равная «Войне и миру» или «Анне Карениной», вот тогда и поговорим. Играть в наспех сколоченных поделках после того, что у меня было, – это себя не уважать. А сериалы – это просто бред сивой кобылы! Единственная их заслуга в том, что многим актёрам они дали возможность выжить и не бросить профессию.

– Принц Калаф, капитан Грей… По числу романтических ролей вы, наверное, обошли всех своих коллег-сверстников.

– Да. Таких ролей было много. Режиссёры в первую очередь использовали именно это качество, хотя и тогда можно было раскопать и другие краски, но они их не видели или не хотели видеть, дураки! Поэтому для меня самой лучшей моей киноролью был эпизод на пляже в фильме «Полосатый рейс».

– Одни актёры говорят, что сыгранные роли так и «живут» в них, другие – что запирают их на ключ в некий «комод», где они и сидят…

– …В виде штампа и ждут своей очереди…

– А куда «деваются» ваши персонажи?

– Если бы все роли, которые я сыграл, влияли бы на меня как на человека, это была бы какая-то мамалыга. Это всё досужие актёрские россказни. Сыграл – и никуда оно не запирается, ни в какой «комод». Просто ты знаешь, что это ты умеешь и в нужный момент используешь для чего-то другого. Это составляет актёрскую палитру. Безусловно, актёр обогащается и опытом, и штампами. Это необходимая вещь в нашей профессии. Но всё имеет свою цену и своё время. Глупо было бы играть сегодня так, как я играл в «Турандот», но качества, которые были присущи Калафу, сейчас используются во Фредерике Леметре, которого я играю в спектакле «Фредерик, или Бульвар преступлений». Леметр – это такой «пожилой Калаф».

– Замечательная жена, сыновья, реализовавшие свои способности, любимая работа – что ещё нужно человеку для счастья? Скажите, а вы могли бы назвать себя счастливым человеком?

– Я не люблю этого определения – «счастливый человек». Есть в нём что-то самодовольное. Но в одном смысле мне действительно посчастливилось – мне удалось выжить и реализоваться: я играл в произведениях Толстого, Грина, Булгакова, читал Пушкина! Мне грех гневить Бога!

– Что вам помогает существовать в наших довольно жёстких временах?

– Мне трудно ответить на этот вопрос. Просто стараюсь жить по тем законам, по которым я жил всегда. Мне не нужны какие-то особые богатства. Нужна нормальная жизнь. И совесть. Чтобы было не совестно перед самим собой.

– С совестью нынче жить трудно. Время требует компромиссов.

– Компромисс с совестью убивает человека. Иногда он и сам этого не замечает. Я – максималист. Если в чём-то убеждён – никто меня с этого курса не свернёт. На компромисс не пойду и прогибаться не стану.

– Прожитые годы наделяют человека мудростью. Мудрость – ключик к тайнам жизни…

– В спектакле «Посвящение Еве» мой герой говорит потрясающую вещь: «Жизнь – это обман. Нас помещают в неё, не спрашивая нашего согласия, и выставляют вон против нашего желания. Едва нам кажется, что мы что-то обрели, как это «что-то» исчезает. И любим мы лишь призраков, а всё остальное для нас – загадка, которую нам никогда не разгадать».

Беседу вела Виктория ПЕШКОВА

Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS