В основу фильма положены реальные события 1962 года, когда первая советская ядерная под- водная лодка «К-3», преодолев арктические льды, впервые в мире достигла Северного полюса, где экипаж высадился на лёд и сыграл в футбол.
Основной истории предшествует пролог – испытания подводной лодки в Баренцевом море. Во время сложных погодных условий погибает один из членов экипажа. Из-за выявленных в ходе испытаний технических недоработок в реакторе руководство Военно-морского флота принимает решение о дополнительных исследованиях. Однако партия и правительство в лице Н.С. Хрущёва отдают приказ отправить «К-3» на Северный полюс, откуда самое короткое расстояние до США.
Экипаж во главе с командиром Живцовым (Андрей Мерзликин), сбившись с курса из-за ошибки приборов, тем не менее выполняет поставленную задачу. На обратном пути «К-3» встречается с американской подводной лодкой, а потом едва не тонет из-за неожиданно возникших технических проблем. Профессионализм, мужество и самоотверженная работа экипажа позволяют «К-3» избежать инцидента с американцами, устранить неисправности и благополучно вернуться домой.
Истории подвигов сегодня особенно актуальны. Как сказано в одной средневековой легенде, «память о подвиге рождает новый подвиг». В «Северном полюсе» есть и история, и герои. История снята максимально реалистично, с полным ощущением погружения в прямом и переносном смысле, с эмоциональным накалом и напряжённым ожиданием того, что произойдёт в следующую минуту.
Главные герои (имеющие реальных прототипов) вызывают симпатию и сопереживание. Они получились настоящими, не шаблонными. Командир подводной лодки Живцов – мужественный морской офицер, любящий муж и отец, который опаздывает на совещание высшего военно-морского командования из-за покупки дочери игрушки. Чудаковатый и гениальный учёный Морозов (Евгений Миронов) неподражаемо исполняет танец под знаменитую советскую «Кукарачу» на арктических снегах. Учёный-ядерщик Филатова, продолжающая дело своего мужа, тоже учёного, погибшего от лучевой болезни, рискуя жизнью и здоровьем, отправляется в отделение, где располагается атомный реактор, находит причину сбоя и спасает лодку и экипаж.
Достоверными получились и американцы, чьё военное и политическое руководство, включая внешне узнаваемого президента США Джона Кеннеди, разговаривает на хорошем английском.
Некоторые сомнения вызывает существование в начале шестидесятых женщин-лётчиц, таких как героиня Ольги Ломоносовой, которая совершает сложнейшие полёты над Арктикой, находя способы выбраться из практически безвыходных ситуаций. Вряд ли возможным в реальности было присутствие женщины на подводной лодке, как это показано в фильме. Явно киношный ход – полёт Морозова на полярную станцию, где, сидя на разваливающихся льдинах, он успевает организовать подлёдный взрыв тротила, чтобы подать сигнал «К3», а потом улететь вместе с полярниками на самолёте буквально за секунды до того, как льды разваливаются и уходят под воду. Впрочем, приукрашивание реальности – одна из функций кино, за которую мы его и любим.
Запрос на патриотизм в российском кино даёт первые результаты. В «Северном полюсе» акценты расставлены очень понятно. Особенно важно формировать такое понимание у подростков и молодёжи. Жаль, что такие фильмы не снимали 10–15 лет назад и выросли уже как минимум два дезориентированных поколения. Хочется надеяться, что тренд на пропаганду настоящих ценностей будет активно развиваться.