Выступая перед депутатами Госдумы в ходе утверждения его на должность премьер-министра, Владимир Путин говорил о самых важных проблемах российской экономики. Особо он остановился на нашем внутреннем продовольственном рынке. В частности, сообщил, что в крупных городах России около 70 процентов продовольствия завозится из других стран. Добавим от себя, что по всей стране завозного продовольствия уже значительно больше 40 процентов.
Подобное положение – вопиющая угроза национальной безопасности, особенно в ситуации, когда весь мир вступил в период дефицита продовольствия. Заграничный дядя, от которого мы в последнее время уже привыкли слышать знаменитое «Кушать подано», в такой ситуации вполне может переменить сюжет по ходу действия и объявить, что кушать не подадут, потому как самому дяде уже не хватает.
Вот такие у нас перспективы. Зато в последнее время всё более модными и распространёнными становятся разговоры о преодолении морального упадка на селе, о росте там деловой активности, о повышении инвестиционной привлекательности сельскохозяйственной отрасли. И ещё много звучит красивых слов о том, что аграрная отрасль должна стать одним из «двигателей» национальной экономики, особенно учитывая растущую роль продовольствия на мировых рынках. А также много говорится теперь о том, что именно аграрная отрасль – важнейший фактор обеспечения безопасности и целостности России.
Что ж, в последние годы вроде бы действительно рассеивается то многолетнее затмение в мозгах, согласно которому нам нужно просто заткнуть «чёрную дыру», как рыночные остроумцы обозвали сельское хозяйство. Заткнуть раз и навсегда. Нужно перестать направлять туда средства, сесть на нефтяную трубу, ноги положить на трубу газовую и в блаженном безделии ждать, когда нам в обмен подвезут продовольствие.
Это была не просто глупость, а глупость унизительная и оскорбительная для страны, в которой сосредоточено 9 процентов мировой пашни, 20 процентов запасов пресной воды, 8,5 процента производства минеральных удобрений и только 2 процента мирового населения.
Сегодня у нас – другие песни. Дождались. Однако, как всегда в России, от умных слов до реальных дел – дистанция огромного размера. Это расстояние от умственных глупостей до жизненной катастрофы мы преодолеваем с радостными воплями в один прыжок. А работать по-умному предпочитаем не спеша, почёсываясь да сомневаясь.
На страницах «ЛГ» известный экономист академик Олег Богомолов предупреждал: «Виноваты в нынешнем положении не только доморощенные реформаторы, но и международные организации, которые нам упорно такую политику навязывают под предлогом приведения нашей экономики к единым мировым нормативам. Это смертельно опасно для российской экономики и государства. Наши преимущества как раз обусловлены относительно дешёвым природным сырьём и энергоносителями. И если мы поднимем на них цены внутри страны до мировых, то окончательно сделаем нашу экономику неконкурентоспособной, окончательно превратим Россию в сырьевой придаток развитых стран. Сейчас мы зависим не только от нефтяной и газовой «наркоиглы», но уже и от продовольственной... Достаточно измениться ситуации в мире, при которой будут сокращены поставки продуктов в Россию, и страну ожидает голод. Выход один – развивать собственное сельское хозяйство. Для этого прежде всего надо остановить упадок и ликвидацию тысяч российских деревень».
И что мы видим? На последнем заседании правительства Виктора Зубкова было одобрено предложенное Минэкономразвития повышение тарифов на услуги и продукцию естественных монополий в два раза. Ежегодно в течение трёх лет будет расти цена на газ. Кто-то верит, что потом она остановится? «К сожалению, для россиян внутренние и внешние цены на газ совпадут», – хладнокровно констатируют и чиновники, и депутаты.
Тут же находятся эксперты, которые объясняют, что повышение цен позволит решить главную задачу – газифицировать всю территорию России. Ну это отдельная песня. Ещё недавно в среднем по России уровень газификации составлял 53 процента. Если города газифицированы в среднем более чем на 60 процентов, то село – лишь на 34. Программа газификации России, принятая «Газпромом», поднимет уровень газификации в среднем до 60 процентов. В селе обеспеченность газом предполагается увеличить в среднем до 42 процентов. Ещё только предполагается!
При этом даже там, где газопроводы уже проложены, плату за подведение газа к домам, покупку и монтаж отопительного оборудования зачастую перекладывали на самих селян. Но для большинства сумма эта оказывалась просто неподъёмной, особенно в глубинке. В итоге проложенная до посёлка газовая труба оказывается просто невостребованной. Труба есть, а люди как жили без газа, так и продолжают жить. И представьте себе теперь, что на них обрушатся ещё и мировые цены. Что получается? Или работай только на газ, или отказывайся от него из-за неподъёмной платы. И живи, по-прежнему топя дедовскую печь дровами. Зато рядом с трубой, по которой газ гонят за границу.
Кстати, плата за электроэнергию тоже будет расти непрерывно согласно всё тому же решению правительства. Ясно, что подорожают продукты. Но наше сельское хозяйство от этого подорожания вряд ли что получит – всё уйдёт нашим посредникам и заграничным поставщикам, международным корпорациям, которые с помощью продовольственной иглы, на которой сидит Россия, давно превратили наш рынок в свалку второсортных, а часто и опасных для жизни товаров.
Так что не будем бить в ладоши в восторге от новой сельскохозяйственной политики. Да, есть закон о поддержке экономики села. Есть программа развития отрасли на пятилетний срок. Да, происходят изменения в рамках национального проекта «Эффективное сельское хозяйство»...
Но! Верят ли сами авторы программ улучшения, ускорения, развития российского сельского хозяйства в собственные творения? Если верят, почему в планах развития Министерства экономики и развития на ближайшие пять лет утверждено: импорт продовольствия будет расти быстрее, чем собственное производство? Получается – не верят. И по вере их мы имеем те результаты, что видим на наших прилавках.
Конечно, поднимать наше сельское хозяйство – дело многотрудное, если хотите, отчаянное. Тут надо не просто финансовые потоки регулировать. Тут надо волю прокладывать, шишки набивать, не ожидая скорой отдачи и заоблачной прибыли. Но если мы не хотим зависеть от заграничного дяди с подносом, который может в какой-то момент оказаться пустым, придётся жёсткую волю проявить и все необходимые шишки набить – себе и другим. Особенно на головах неверующих.