Перейти к содержанию
  Пятница 22 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    02 февраля 2021 г.
Литература

Куёт он строфы, как подковы

02 февраля 2021

belkin150x225.jpg

Анатолий Белкин

Поэт. Родился в 1955 году. Окончил МФТИ, кандидат физико-математических наук. Доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН. Автор книг «Оси координат», «Вороны и лисицы» и др., публикаций в периодической печати и альманахах. Лауреат многих литературных наград. Член Московского клуба юмористов «Чёртова дюжина». Секретарь Союза литераторов РФ. Живёт в Москве. 

Письменность (триптих)

 

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
                  Н. Заболоцкий

I
Поэт, сидящий за экраном,
Как незавидна жизнь твоя –
Клавиатура бытия
Её наполнила обманом:
Конечно, десять шустрых пальцев
Быстрей, чем резвое перо,
А то, что вышло не острó,
Поправить тоже не хитрó;

Но жалко всё-таки страдальцев,
Презревших, Музе вопреки,
В водовороте ускоренья
Всю радость плавного движенья
И прелесть медленной строки.

 

А вот блокнот – он придаёт
Целенаправленность поэту:
Бумага кремового цвета,
Ляссе, тиснёный переплёт;
Ложится медленно и плавно
В блокноте каждая строка,
Здесь все слова – наверняка
И буквой, выписанной явно,
Горда уставшая рука.
И если вам не всё равно,
Писать ли в Вечность, или в Лету,
Любите рукопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано.

 

II

Когда ретивый сочинитель,
Вцепляясь в резвое стило,
Строчит истории назло,
Как истинный суде́б вершитель,
Забывши факты, даты, лица,
Творит, событьям вопреки,
И каждый перевод строки
Сулит сплошные небылицы –
Ему б задуматься о том,
В какие лезет он потёмки
Икак надменные потомки
Оценят пухлый этот том;
Ума добавить и харизмы
Герою складного стиха –
Порою в этом нет греха,
Но и плодить анахронизмы
И чушь прекрасную нести,
Быль и враньё перемежая, –
Заслуга тоже небольшая...
Короче, только два пути
Остались честному поэту:
Один – писать из головы,
Хитросплетения канвы
Расцвечивая по сюжету;
Ну, и второй, отличный путь –
Чтоб относиться с должным тактом
К делам, событиям и фактам,
Трактуя их не как-нибудь,
Не сочиняя просто так,
Не искажая всё, что можно
И что нельзя,
         ценить надёжный
Источник – в этом самый смак.
И если вам не всё равно,
Верны ли факты и сюжеты,
Любите летопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано. 

III

Когда потребует поэта
К священной жертве Аполлон,
Едва ли осозна́ет он,
Сколь изобильна жертва эта,
Забывши сон, питьё, еду,
Презрев житейские забавы,
Творит поэт не ради славы,
Отдавшись гордому труду,
И, упоённый силой слова,
Под спудом спавшей до поры,
Куёт он строфы, как подковы,
Ровняет строки, как вихры;
Духовной жаждою томим,
Творец, подобный полубогу,
Один выходит на дорогу –
И путь кремнистый перед ним,
А за спиною тяжкий груз
Из образов невоплощённых,
И слов, ещё не изречённых,
И шёпота невнятных муз;
Но, не жалея сил душевных,
Он торжествует оттого,
Что кровью сердца своего
Струит потоки слов волшебных.
Что ж, эта жертва хороша,
Она вполне во вкусе Феба –
Вода и хлеб, земля и небо,
Пространство, время и душа; 
Но и самой свободой слова
Отчасти жертвует поэт –
И приглушает яркий свет,
Чтоб не смущался бестолковый
От неожиданных идей;
А потому, усвоив это,
Любите тайнопись, поэты!
Лишь ей, единственной.
                  Лишь ей. 

***

Как, помнится, сказал Уайльд,
Не так уж важно, где живёшь:
Везде земля, везде асфальт,
И остров Крит на остров Уайт
Довольно явственно похож;

Не так уж важно, что ты пьёшь,
Будь это кофе или спрайт,
Кого ты ждёшь, куда ты вхож,
Маис ты сеешь или рожь
И – Иванов ты или Хайт...

Не так уж важно, чёрт возьми,
Коль все мы созданы людьми.

 

*** 

Зима у нас нехороша –
А раньше зимы были слаще:
В них был морозец настоящий,
Которым полнилась душа,
И солнце в небе голубом
В разрыве между облаками;
А нынче – только снег с дождём
Над головой и под ногами.
Душой и телом озлобясь,
Мы ждём весны, как жаждут чуда,
Она неведомо откуда
Придёт, усиливая грязь,
В порядке краткого привета
Взглянёт на мир из-под руки
И тут же превратится в лето –
Как наши вёсны коротки!
Казалось бы, настало лето,
Но лето тоже не ахти:
То дождь наладится с рассвета
И не утихнет до пяти,
То в августе придёт жара
С удушливым оттенком торфа,
С перегорелым вкусом торта,
Висящим в воздухе с утра...
Но вот в начале сентября
Повеет запахом привычным:
Осенним, сумрачным, обычным –
Тоской, короче говоря;
Ах, эта осень! Вот она –
Она уж точно неподдельна:
Угрюма, пасмурна, бесцельна
И так длинна, длинна, длинна...

14 февраля, Преображенское

Погода хмурилась, как и обещано,
Пургою сыпала по-деревенскому,
Угрюмо щурились навстречу женщины,
Шли от Сокольников к Преображенскому.

На лицах пасмурных следы усталости
От отбывания дурной повинности,
И нет ни капельки, ни даже малости,
Ни тени радости и валентинности.

И вдруг почувствовав Предназначение,
Я каждой встреченной сказал: – Красавица!
Вы просто созданы, чтоб нам понравиться!
Не надо хмуриться! Долой сомнения!

Вы все любимые, такие разные!
Пускай не балует погода скушная,
Назло метелице давайте праздновать –
И вижу: женщины застыли, слушая,

И по-парижски мне вдруг улыбаются,
И исполняются вдруг шарма венского,
И на глазах моих преображаются
Преображенщины Преображенского. 

Блаженны не участвующие

Блажен муж, иже не идёт 
на совет нечестивых
и не стоит на пути грешных...
                   (Псалтирь 1:1)

Мирок литературный тесен –
Строке и рифме господин,
Поэт, ты тем и интересен,
Поэт, ты царь – живи один.
Ценя признание народа,
К нему при этом не стремись –
На том пути не вверх, а вниз
Подстерегает несвобода;

Но знак народного признанья
При всём при том не отвергай,
Народу оды посвящай,
Носи заслуженные званья,
Не избегай любви людей,
Давись её густою пенкой,
Но не гоняйся за оценкой
Самоназначенных судей.

Тебя им просто не понять,
Их цели от тебя далёко,
А их решений подоплёку
Они не станут разъяснять;
Обиды вовсе не таи,
Пойми, избавясь от сомнений:
Им ни к чему твой мрачный гений,
У них есть гении свои.

Не чти, поэт, чужой пиар,
Он не приносит в жизни счастья,
К чему ярить пустые страсти
И разжигать гнилой базар;
И, совершая каждый шаг,
Благодари царя Давида:
Блажен поэт, что и для вида
Нейдёт в чужой ареопаг.

 

 


Анатолий Белкин
115
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Тщательно отобранные шутки

11.11.2020

Человек, который смеялся

14.10.2020

Под визгом яростной пилы

29.07.2020

Меч почёта

27.11.2019

Соловей не умолкает на заре

02.10.2019

Неповторимый Бабель

55 голосов

Под визгом яростной пилы

39 голосов

Невезучий романтик

33 голосов

Опасные странности

26 голосов

Соловей не умолкает на заре

21 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты