Радость творчества: Повести, рассказы, эссе, заметки. – СПб.: КОЛО, 2008. – 384 с.: 15 л. фото с ил.
Физик-экспериментатор, один из основателей магнитооптики полупроводников, глава признанной во всём мире спектроскопической школы. Академик РАН, директор Отделения физики твёрдого тела знаменитого Физтеха им. А.Ф. Иоффе. Научный вклад Бориса Захарчени отмечен Ленинской, Государственной и рядом зарубежных премий. Его имя носит малая планета Солнечной системы.
Когда-то юношей, окончив с серебряной медалью школу, будущий учёный оказался на распутье: куда двигаться дальше – равно звали и филфак, и физика. Не стань он исследователем, мир получил бы талантливого литератора, может быть, искусствоведа. Обладая блестящей памятью, Борис Петрович знал наизусть всего «Евгения Онегина», великолепно разбирался в изобразительном искусстве, в частности, в русском авангарде.
Читатели «Литературной газеты» знают его по острым статьям о проблемах подготовки учёных и пополнении российской науки молодыми кадрами («Унесённые ветром», № 23, 2001 г.; «Что высветил рентген», № 11, 2002 г.).
В конце 80-х, листая воспоминания о Пушкине, учёный-физик вдруг задумался о месте дуэли и решил восстановить мельчайшие детали того рокового дня. Проанализировав все известные свидетельства поединка, исследователь просчитал по секундам дорогу к месту, где прозвучали выстрелы, и неожиданно обнаружил «дефицит времени», который по-новому высветил хронологию событий. При быстро надвигающихся петербургских сумерках дуэль могла состояться засветло при одном условии: она была не на Чёрной речке, а на более близком расстоянии к центру города. Скорее всего – на Каменном острове, у дома Доливо-Добровольского, где Пушкин снимал дачу.
Эта тщательно аргументированная гипотеза, опубликованная когла-то в одном из журналов, вошла в только что появившийся том воспоминаний, рассказов, эссе учёного «Радость творчества». Сразу же отмечу – изданного со вкусом, любовно, благодаря составителю книги – вдове академика Р.И. Захарченя.
Настоящий талант многогранен. Листая книгу, словно слышишь слегка грассирующий голос Бориса Петровича, его афористичную речь, видишь высокую сутуловатую фигуру и внимательный, с лукавинкой взгляд, обращённый на слушателя. Поэтическая натура, дар популяризатора, умение говорить ярко, образно о самых, казалось бы, сложных явлениях, отразились в повести «История открытия экситона» («…оптические спектры были для меня чем-то вроде набоковских бабочек. Кванты света, «выпорхнувшие» из атомов и образовавшие линейчатый спектр, – не чудо ли природы!»), в рассказах о коллегах – Е.Ф. Гроссе, Ж.И. Алфёрове, С.А. Альтшулере, А.Ф. Иоффе, Я.Б. Зельдовиче, Ю.А. Осипьяне, о встречах с соседом по даче под Пярну в Эстонии Давидом Самойловым, художником Минасом Аветисяном.
Интересны страницы, где автор вспоминает о своём пребывании на Кавказе, в Грузии, о работе в США, Германии.
Остаётся лишь пожалеть, что у книги «современный» тираж – 500 экземпляров.