Увидев новую рекламу кваса «Никола» на большом рекламном щите на Ленинском проспекте, был озадачен. Посудите сами: дебильноватого вида молодой человек в косоворотке обнимается с медведем. Косолапый при этом в ушанке с красной звездой, в солнцезащитных очках и, конечно, с балалайкой. И слоган: «Никола. Быть русским по приколу».
Вообще-то прикол – это розыгрыш, шутка:
– Чего дурью маешься?
– Да просто прикалываюсь.
А нередко и издёвка:
– Давай приколемся над Ивановым…
Выводы напрашиваются сами собой: быть русским – это всё равно, что под дурака косить, юродствовать. Русский – это несерьёзно. Русский – это какое-то шутовское недоразумение… Русский – слабак, терпила.
Дабы проверить ощущения, полез в Сеть – посмотреть, как народ реагирует на свежеиспечённый креатив. Сразу наткнулся на запись в гостевой книге сайта nicola.ru, где один из посетителей написал: «За вашу последнюю рекламу «Быть русским по приколу» – руки бы вам оторвать». Запись, правда, вскоре удалили. Но в целом реакция в Интернете примерно такая же. Блогеры и завсегдатаи форумов практически единодушны в этом вопросе. Вот несколько высказываний по теме: «Сегодня видел рекламу кваса со слоганом «Никола. Быть русским – по приколу!» Никто там ещё под разжигание их не подвёл»; «Я и не пойму – над русскими уже прикалываются таким образом? Про нерусских бы так написать не посмели»; «Русский по приколу. Да-да, именно так гласит постер, рекламирующий квас «Никола». Я не понимаю, я где живу? Почему позволительно писать такие вещи? Почему нанимают таких дебильных дизайнеров, создающих такие «шедевры»?»
Между прочим, дизайнеры себя дебилами не считают. Это люди продвинутые, чего греха таить. «Мы решили… использовать сформировавшиеся атрибуты бренда «Никола» – патриотизм и юмор. И рассказать о традиционности, но в современном контексте», – сообщают они. А балалайку, ушанку и косоворотку они, разумеется, считают «неотъемлемыми атрибутами русской культуры». Патриоты, паньмаш…
Я далёк от мысли, что данная реклама – сознательная диверсия против русского самосознания. Однако тенденции просматриваются довольно чётко. И «прикол» здесь совершенно в другом. В русских стало модно плевать. Обвинять нас во всех смертных грехах, требовать от нас покаяния и всевозможных контрибуций. Отрицать само наше существование, историю, культуру. Попросту не считаться с нами. Само слово «русский» давно уже приобрело негативный оттенок и заменяется политкорректным «россиянин». Преступления, совершаемые в России на национальной почве против русского населения, или замалчиваются, или всеми возможными методами переводятся в разряд бытовухи. Зато практически любое преступление против нерусских трактуется исключительно как проявление «русского фашизма».
Мне могут сказать: да что вы переживаете, тут просто агрессивная реклама, изначально рассчитанная на скандал. Да, конечно. Но есть вещи, с которыми не шутят и которые для рекламы явно не подходят. Появись в США постеры с аналогичным подтекстом – их снимут в считаные часы. А у нас, как сообщается, данная рекламная кампания «стартовала 10 мая и продлится до конца сезона». Словом, ещё долго на наших улицах и телеэкранах будет красоваться сладкая «русская» парочка – ряженые дурачок и медведь.
Этот бренд вообще славен скандалами. Несколько лет назад экспертный совет Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по применению законодательства о рекламе признал некорректными рекламные выверты кваса «Никола», производимого ОАО «Дека» (Великий Новгород). Тогда слоганы «Квас – не кола, пей «Николу» и «Нет коланизации! Квас – здоровье нации!» очень огорчили представителей Coca-cola и Pepsi, которые пожаловались на недобросовестную конкуренцию. В итоге «Николе» пришлось свернуть свою «патриотическую» агитацию против заморских напитков.
Но то Coca-cola! Pepsi! Они личные интересы блюдут и малейший чих в свою сторону отслеживают. Любой намёк готовы оспорить в суде и отстаивать свои права.
А кто в России заступится за русских?