Алесь РОДИН – мастер экспериментальной живописи и перформанса, путешественник, мечтатель, альтруист. Сегодня он живёт и работает, путешествуя между Беларусью и Германией. Получилось так случайно. В 2001 году в знаменитом берлинском арт-центре «Тахелес» (Tacheles) открылась большая выставка современного белорусского искусства «Дах». Выставлялись живописцы, графики и фотографы, среди которых был и Алесь Родин. Это и изменило судьбу художника. Раньше у него также случались поездки за границу: в Нидерландах вместе с Валерием Мартынчиком Алесь Родин развернул своих фигуративных «мастодонтов» на четырёх этажах выставочного зала «Ватерлоо», в Париже некоторое время жил по приглашению интернационального объединения «Руж» в помещении кондитерской фабрики. Но это был только творческий опыт, эмоциональный всплеск, коктейль событий, личных контактов… Берлин же стал для Алеся Родина душевным приютом. Там он чувствует себя понятым, потому что город отвечает его духовным требованиям.
Берлин сегодня многими считается неофициальной столицей современного европейского искусства. Именно здесь сконцентрировалась неудержимая творческая энергия, которая затягивает в свой круг авторов с самыми разными эстетическими взглядами. В этом городе сегодня постоянно живут и белорусские художники Игорь Кашкуревич, Алесь Таранович. В многоэтажном здании арт-центра «Тахелес» работает коммуна экспериментаторов, прижились творческие авантюристы из Японии и Ирана, Италии и Беларуси… «Тахелес» разный, многоликий, непредсказуемый, его сложно понять, но он поддерживает художников, наполняет их идеями», – считает Алесь Родин. Тут он имеет свою мастерскую, в большом выставочном зале по несколько месяцев экспонируются его живописные полотна, а сам автор каждый день проводит своеобразные мастер-классы для посетителей – посреди помещения ставит мольберт и работает над очередным полотном на глазах у публики.
Нон-стоп-панорама
Искусство Алеся Родина было неожиданным для белорусской живописи с её идеологическими табу и общепринятыми нормами. Неординарные взгляды художника на мир вызывали удивление в 1970-х, когда он впервые стал участвовать в выставках. Его работы не встретили понимания: казались слишком сложными, неоднозначными. В то время Белоруссия была далека от европейских новаций, а тем более от американского поп-арта и концептуализма. Ретрореализм был подавляющим методом эстетического видения мира.
Художник интуитивно чувствовал, что надо преодолеть этот искусственный барьер, и нашёл для этого собственный творческий метод – «нон-стоп-панорама», что соответствует названию одной из его больших картин. Живописная композиция строится на разноплановом отражении безграничного пространства, в котором одновременно происходят процессы урбанистические, геологические, технологические, биологические и т.д. Чтобы свести их в единую образную систему, Алесь Родин выбирает высокий, панорамный пункт видения и использует почти монохромные цвета в разной тональности. Так появились его многозначные композиции «Двойной стандарт», «Ночь неопознанных существ», «Мегаполис», «Экспериментальный контакт». Художник отважился даже на свой футурологический прогноз, создавая живописный мираж под названием «ХХІ век» задолго до его начала. Ему удалось обозначить широкий проблемный круг живописных перспектив и понять преимущества своего синтетического метода в сравнении со многими коллегами, которые топтались на месте, ходили в замкнутом круге в плену консервативных ограничений.
Алесь Родин и не ожидал сиюминутного понимания зрителей, поддержки критики. Самостоятельно и последовательно в течение тридцати лет он утверждал собственный творческий подход к решению художественных задач. Его произведения рождались долго и медленно. Тем не менее он смог быстро, по эволюционной спирали пройти эстетическую дистанцию постмодернизма и стать одним из самых заметных белорусских художников. В 1990-х живописные полотна Родина уже не вызывали непонимания, а казались резонансом исторических событий. Его образный мир стал восхищать и привлекать своей динамикой и напряжением, которые были отзвуком глобальных перемен в мире. Именно в это время Алесь Родин написал «Апокалипсис», завершил цикл «Синдром Возрождения», где подвёл итог художественным переменам второй половины ХХ века.
Абстракция
Своё кредо художник обозначает следующим образом: «Человечество живёт предчувствием неизбежных глубоких изменений. С маниакальным упрямством оно стремится к раскрытию мировых тайн и психологических суеверий. И кто знает, как сдержать тех, кто идёт вперёд?.. Образные средства, пластические структуры, формальные цветовые ритмы кажутся беспомощными перед разъярённым прогрессом. Искусство же – только отзвук этого неудержимого напора».
Работы Алеся Родина отражают борьбу противоречий, которые родились в мире рационального и иррационального противостояний. Искушения, антагонизмы, вирусы-микроорганизмы агрессивности прошлого столетия ещё не отступили в историю как тёмный и ядовитый осадок. Его новые работы формируют неординарные и динамические перспективы развития живописи на ближайшие и дальнейшие годы. Это – его творческий «экспериментальный квадрат» с большим современным миром, который живёт теперь актуальными проблемами, надеждами и свершениями.
Первое впечатление от его работ – это не мог написать один человек. Абстрактные полотна создавались в разное время, поэтому они иллюстрируют эволюцию автора в этом направлении. Об этом говорят цвет и структура самой живописи: в ранних работах ещё можно рассмотреть части человеческих тел и некоторую долю «фигуративности», а в более поздних – хаос в чистом виде. Тон последних работ – просто серый или серый сложного состава – позволяет соединить цветовым способом «космос» родинских абстракций и его пейзажи.
Много лет его пейзажи просто отсутствовали на выставках. Но писал он их всегда. Пейзажи менялись. Художник одно время писал их мелкими точками, как в пуантализме. Сегодня они существуют в равновесии между абстракцией и реализмом. Вблизи – как набор пятен и линий, на отдалении – как ландшафты города или «дикой природы». В качестве последней художник часто использует виды Лошицкого парка в Минске, которые стали для минских живописцев хрестоматийными: сюда приезжают на этюды даже ученики художественных школ. Городскую натуру Родин также выбирает классическую. Он рисует Париж. Но не тот, который мы знаем по глянцевым иллюстрированным альбомам. Он пишет собственный город, который увидел через мосты. Это удивительно гармоничные, волнующие работы. С парижскими мостами у автора сложились собственные отношения и ассоциации. Спокойный серый цвет придаёт им романтическое и безмятежное настроение. Но это только первое впечатление, как взгляд туриста и путешественника. При ближайшем рассмотрении они превращаются в хаос мегаполиса. Тот самый, который мы наблюдаем в абстрактных полотнах художника уже в чистом виде.