Лёвина ответственность за других людей заставила задуматься и обратиться к религии, но я, разумеется, не призываю всех немедленно уверовать, а просто хочу сказать, что взрослым людям свойственно это чувство – ответственность.
В частности, ответственность за ту картину мира, которая сложится в представлении молодёжи в результате, так сказать, воспитательной функции взрослых людей. Например, тех, которые работают в театре для молодёжи, РАМТе.
Но почему-то об этой составляющей своей работы в театре забыли, выбрав лёгкий путь, подменив её развлечением и пригласили зрителя посмеяться над спектаклем «Лада или радость».
Это ироничная история про полузаброшенную советскую деревню, детство и дворнягу Ладу. Кибиров изложил свой сугубый взгляд на село и светлые воспоминания детства, в которых всё окрашено исключительно в оптимистичные тона; даже волков у него не отстреливают, а усыпляют и отправляют, сонных, в места с недостатком поголовья.
Справедливости ради надо сказать, что смотрится постановка большей частью легко, актёры разыгрывают роли с прямо-таки ярмарочной широтой и весельем. Поначалу следить за развитием действия, узнавать цитаты и радоваться меткому народному слову кажется занимательным, но вскоре заданная принципами постмодернизма клишированность сюжета и образов, их предсказуемость начинают тяготить и становится скучно.
Всё бы ничего, если бы постмодернистские ирония в кубе и самопародия остались на бумаге, для любителей, а театр взял к постановке более реалистичную историю, которая точнее рассказала бы зрителям, особенно молодым, которые не знают истинных реалий прошлого, о том, как всё было. Если это рассказ об умирающей деревне времён застоя, то вовсе не обязательно золотить его со всех сторон, стремясь вызвать в зале безудержный смех. Смешного и забавного было немало, но, огульно высмеивая ту жизнь, легко потерять важные фрагменты картины и, следовательно, дать ложное представление.
Не хочу сказать, что надо непременно «утяжелять» историю и стращать молодёжь ужасами сельского бытия советской эпохи, но и скатываться в зубоскальство – по меньшей мере легкомысленно и безответственно. Остаётся надеяться, что это всё же не убеждённая позиция, не пренебрежение обязанностью достойно просвещать молодых зрителей (снова хотелось бы напомнить, как расшифровывается аббревиатура РАМТ), а лишь естественное желание сделать кассовый спектакль, не обременяя ни себя, ни зрителей лишними раздумьями.