Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 октября 2017 г.
  4. № 41 (6617) (18.10.2017)
Искусство

Ларису жалко

18 октября 2017
Сцена из спектакля «Безприданница»

И автора знаменитой пьесы, разумеется


Мировой репертуарный портфель хранит немало загадок, отгадку которым ищет каждое поколение, каждая сцена, каждый художник по-своему. Гамлет… чеховские пьесы… весь Александр Островский.


Русский Шекспир – уникальное явление русской национальной литературы – до сих пор не перестаёт озадачивать своими пьесами заграничные сцены. Они так и не ставят его пьесы. Не понимают. Вроде бы и обыкновенный, скромный по средствам выразительности, пишущий про обычных людей и простую жизнь, но полный внутренних тайн и противоречий… Кто они, к примеру, его странные и такие благородные русские пьяницы: Незнамов, Геннадий Несчастливцев, Любим Торцов, Шмага… Робинзон… А его купцы-богатеи, русские олигархи, готовые состояние бросить к ногам любимой женщины. Жалко, но с каким шиком они это делают! А сами юные героини, Катерина или Лариса, жизнью готовы пожертвовать ради любви. «Бесприданница», конечно же, пьеса о любви, о сжигающей героиню жажде взаимного чувства, страсти, так ей и не доставшихся в полноте и гармонии. Любви хотела…

В театре «Школа драматического искусства» всего-то одна буква в заголовке изменилась, «с» на «з» у режиссёра Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана – «Безприданница», а удивилась я многому. На пути к постижению пьесы встала тут модная нынче чернуха, распространившийся в последнее время по нашим сценам стандарт некрасоты и унылой безнадёги. Основу новой модной сценографии почти непременно сопровождает экран с видеоизображением, здесь художницы по видео Елизаветы Кашишевой. На видеоряде демонстрируется… футбол, возбуждённые узнаваемые лица футболистов, которым посчастливилось под предводительством тренера-голландца выиграть матч, стать редкими победителями. На сцене – спины действующих лиц, уткнувшихся в экран. И – гимн Советского Союза: «Союз нерушимый республик свободных…». Массовое безумие. Тотальный идиотизм. Чёрный абсурд. Фон и суть новой Ларисиной жизни по режиссёру Крымову.

Под шлягер 80-х «На теплоходе музыка играет» летит с экрана паратовская «Ласточка», предназначенная на продажу, – всё на продажу! Образ читается сразу – на экране же долгожданный мужчина начинает расстёгивать штаны и с экранной палубы прыгает на сцену уже голым… Какая же современность без мужской обнажёнки?! Обилие модных расхожих штампов, прямолинейных и плоских зашкаливает. Хариту Игнатьевну, маму, конечно, играет мужчина Сергей Мелконян, мысль режиссёра читается мгновенно, баба в драке за себя, за дочь превращается в мужика. Однозначно ничтожный, щупленький Паратов (Евгений Старцев) тоже без загадок. Маски, не характеры. Персонажи, не живые люди. Всюду указующий перст режиссёра, жёсткая схема. Актёры, работающие в системе психологического театра, теперь не нужны. Они должны быть послушными исполнителями режиссёрского рисунка. Режиссёрский диктат и всевластие хоронят теперь собственно режиссёрскую профессию. Когда-то про режиссёров говорили: умри в актёре… Теперь и умирать некому. Не актёры – исполнители. Типы, маски, краски. Богач и старик Кнуров (Константин Муханов) в огромной шубе, сейчас распространённый трюк, вырастает на сцене в монумент. Монстр. Его молодой соперник Вожеватов (Максим Дубровин) в татарской тюбетейке. Как нынче в спектакле без мусульманина? А характер и не нужен. И вешалку с висящими в ряд, то и дело падающими пальто и куртками (художник Анна Кострикова) поправляет Карандышев (Максим Маманов), а они снова падают – не правда ли метафора, недолгая в расшифровке. Текст Островского соседствует с отсебятиной.

Особенно у главной героини, провинциальной Ларисы из Бряхимова. Очевидно, способная актриса Мария Смольникова смогла бы сложно и интересно прожить судьбу на сцене, но она становится главной жертвой режиссёра, превращённая в безголосую певичку из шоу-бизнеса, поющую под фонограмму, вынужденная бороться с навязываемой ей некрасивостью и тупостью. А уж новые тексты её про то, что она не умеет потрошить курицу, разделывать селёдку, стелить постель, целоваться – чего стоят?! А зачем, для чего? И всё-таки «кака така любовь?» – как спрашивала героиня Нины Дорошиной в фильме «Любовь и голуби». Да, «никака»! Нет её вовсе в спектакле, поставленном по пьесе о любви. Вялый выброс гормонов, одуряюще тупая тоска, скука, тотальная бездуховность, где любой заморыш покажется мужчиной и любое недоразумение станет романом. Абсурд и мрак. Ну какое всё это имеет отношение к А.Н. Островскому?

А финал мне понравился: в Ларису стреляли двое: и Карандышев, и Паратов, всем спектаклем стреляли… Ларису жалко!

Тэги: Театр Премьера Постановки
Обсудить в группе Telegram

Анна Кузнецова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Ёлки-палки и просто сказка

    143 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS