Репортаж из музея «История танка Т-34» на Дмитровском шоссе
О знаменитой тридцатьчетвёрке сегодня знают много. Высокая проходимость, маневренность, толстая броня, сила и мощь пушки сделали этот советский танк грозным оружием в годы Великой Отечественной войны. На шести крупнейших заводах страны было произведено свыше 54 000 Т-34 – более 70% выпущенных танков всех типов. Он оказался наилучшим образом приспособлен для массового производства, был достаточно прост в изготовлении, эксплуатации и ремонте, обладал относительно низкой стоимостью. Важная особенность тридцатьчетвёрки – простота освоения боевой машины её экипажем. Семьдесят лет назад началась история танка – 19 декабря 1939 года Т-34 был принят на вооружение Красной армии. Сегодня легендарной тридцатьчетвёрке посвящён единственный в мире музейный комплекс. Он находится недалеко от Москвы, его основательница – поэтесса и прозаик Лариса Васильева – дочь одного из конструкторов боевой машины Николая Кучеренко.
«С семьдесят шестого года я собирала этот музей, потом открыла его на даче, потом он выплеснулся за ворота, – вспоминает Лариса Васильева. – И сегодня он на Дмитровском шоссе, на том самом месте, откуда 6 декабря 1941 года пошли в контрнаступление наши Т-34. В музее сейчас уже с трудом, но освещаются на первом этаже – история создания танка, на втором – история его жизни на фронтах Отечественной войны. Я всегда верила, что такой музей необходим и что он будет популярен. Но чтобы настолько, я не подозревала. У нас в музее целый ряд танков: тридцатьчетвёрка и несколько танков, которые являются его детьми и внуками».
История танкостроения в России поражает своей динамикой. В начале XX в. Александр Пороховщиков создал «Вездеход». Это была небольшая одноместная машина на гусеничном ходу. Ни брони, ни какого-либо оружия на опытном «Вездеходе» не устанавливали. С 1911 года над созданием танка трудился сын великого русского химика Д.И. Менделеева Василий Дмитриевич Менделеев. Но машина весила более 100 тонн! Этот проект, к сожалению, остался лишь в чертежах. И уж совсем диковинную машину задумал создать инженер Н.Н. Лебеденко. Она напоминала гигантского фантастического паука. Пушки и пулемёты помещались в башнях вверху и по бокам. За время Первой мировой войны в Русской армии танки так и не появились – использовались лишь бронированные автомобили. Да и русским солдатам на фронте не пришлось встретиться с танками.
С конца 1920-х годов на территории двух заводов – ленинградского «Большевик» и Харьковского паровозостроительного им. Коминтерна – практически одновременно открылись конструкторские бюро. Там был доработан средний гусеничный танк Т-12 (инженер С. Махонин).
История создания танка нового образца (который впоследствии и стал Т-34) оказалась весьма драматичной. Возникшая к началу 1930-х годов международная обстановка заставляет пересмотреть военную концепцию СССР. И представительная делегация советских инженеров отправляется за рубеж – с целью приобретения опытных образцов. В Америке у конструктора Кристи было куплено два танка за 60 тыс. долларов, но без башни и без вооружения. На этой основе конструкторы из Харькова и разработали новые танки.
Известно, что два из них приняли участие в параде на Красной площади 1931 года. На Васильевском спуске один танк заглох, у второго загорелся мотор. И стало ясно: работа предстоит ещё немалая.
Молодым конструкторам требовался учитель, талантливый и сильный. И такого нашли – Афанасия Осиповича Фирсова. Он с удовольствием передавал свои знания молодым талантливым ученикам – Александру Морозову, Николаю Кучеренко, Михаилу Таршинову, Павлу Гореню и др. Учил их, как должны мыслить настоящие конструкторы будущего танка. И обязательно записывать в «синодик» всё, что сделано за день.
Фирсов создал подлинную конструкторскую танковую школу. И как итог творческих свершений – коллектив КБ Фирсова разработал танк БТ-5 (в 1933–1934 годах было выпущено 1884 танка), который отлично показал себя в Испании. А в 1939 году танк участвовал в сражении против японских самураев в монгольских степях у реки Халхин-Гол.
Реорганизованное КБ возглавил Михаил Кошкин, и летом 1939 года первые образцы новых танков прошли заводские испытания, 10 февраля 1940-го две машины Кошкина были переданы для испытаний в войска, которые подтвердили их высокие боевые качества. В начале марта 1940 года колонна из двух опытных танков и двух тягачей сопровождения выдвинулась в Москву. Марш длиною в 1,5 тысячи километров фактически стоил жизни главному конструктору: Кошкин заболел пневмонией и скончался в сентябре того же года.
А впереди была Великая Отечественная война. К 22 июня 1941 года было выпущено 1066 новых машин, большая часть из них находилась в приграничных военных округах. Но серьезного влияния на ход боевых действий в первые недели и месяцы войны тридцатьчетвёрки не оказали, хотя по ряду характеристик и превосходили основной танк вермахта Pz-IV. К осени 1941 года танковые бригады, укомплектованные тридцатьчетвёрками, уже начали наносить ощутимый урон врагу. Во многом благодаря относительной простоте производства эвакуированные заводы в сжатые сроки наладили массовый выпуск новых машин, и Т-34 стал основным танком Красной армии. Ответом немецкой промышленности стали появление в 1943 году новых тяжёлых танков «Пантера» и «Тигр», а также серьёзная модернизация Pz-IV. Благодаря мощным орудиям, прекрасной оптике и мощной защите новые немецкие машины превосходили Т-34 в дуэльном бою. Конечно, Т-34 тоже совершенствовался, в конце 1943-го у советских танкистов уже были машины с 85-мм пушкой (Т-34-85), вполне способные тягаться с «Тиграми» и «Пантерами». За 1940–1944 годы шесть заводов выпустили 35 467 Т-34, из них завод № 183 в Нижнем Тагиле – 15 013. Сегодня легендарные танки стоят на пьедесталах в городах и селениях многих стран мира, украшают коллекции самых престижных военно-исторических и технических музеев.
Подавляющее большинство современных граждан сразу же узнают тридцатьчетвёрку по её неповторимому облику, но многие ли знают, каково родословное древо машины? Есть ли у неё кроме самоходки Кристи иностранные корни или же она целиком – создание отечественное? Кто сотворил сердце танка – дизель, до сих пор не утративший своей актуальности? Как было возможно всего за два месяца в условиях эвакуации наладить в ноябре–декабре 1941 года массовое производство танков Т-34 на Уральском вагоностроительном заводе? Почему в годы Второй мировой войны «грубый» Т-34 не смогли воспроизвести на самых прецизионных заводах Германии? На эти и другие вопросы отвечает экспозиция музея.
Фото
На снимках:
«Лариса Николаевна Васильева – основатель и президент музея, дочь советского инженера-конструктора, танкостроителя Н.А. Кучеренко.
«Звукодиорама «Лобня. Наступление. 1941 год». Начало контрнаступления советских войск 6 декабря 1941 года.
«Ветераны города Лобни – К.В. Мануйлов, И.П. Котков, Д.С. Новгородцев, М.Ф. Щербаков видели в тридцатьчетвёрке машину, в которую можно было верить.
«Особый уголок музейного комплекса – мемориальная площадка, где установлен памятный четырёхметровый знак – крест, созданный скульптором Петром Герасимовым.
«Легендарный Т-34-85 и его «дети» – Т-54Б, Т-55А, Т-64АК.
Музей расположен на окраине деревни Шолохово (дом 89А) на 36-м километре Дмитровского шоссе (в 17 километрах от МКАД).
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 11.00 до 18.00.
Телефоны для справок: 578-51-50, 577-71-94.