Конкурс «Золотое звено» родился в «Литературной газете» и проводится при поддержке ОАО «РЖД». Мы обратили внимание на «железнодорожные» традиции русской литературы – такие привычные, но не всегда очевидные для миллионов читателей. Для нашей страны с её необозримыми пространствами железная дорога – явление культурообразующее. И потому полгода назад мы начали путешествие в этом литературном поезде.
В судьбе нашей страны, как и в судьбе русской литературы, железная дорога играет первостепенную роль. Можно ли представить без железнодорожных сюжетов и образов романы Льва Толстого и Фёдора Достоевского, рассказы Андрея Платонова и повести Веры Пановой? А русскую поэзию без некрасовской «Железной дороги», «Теплушки» Арсения Тарковского или «Баллады о прокуренном вагоне» Александра Кочеткова? Этот список можно продолжать долго и с наслаждением.
В последние годы железные дороги в России заметно изменились. Стали современными, комфортными, скоростными. Это очевидно даже скептикам. Реальность подтверждает старую истину: всё начинается с книги. Ведь сегодня на наших трассах как будто оживают образы поездов из фантастических романов. Неизменными остаются только наши чувства, связанные с путешествиями и со всем тем, что рождается на железной дороге. Мощные современные электропоезда движутся по рельсам почти бесшумно, но стихи о дороге всё так же звучат в нашем воображении, как и во времена паровозов. А сюжеты, которые рождаются в вагонах и на полустанках, по-прежнему превращаются в повести и рассказы, а то и в романы. И по-прежнему история строительства железных дорог – это тема не только для диссертаций, но и для увлекательных очерков, в которых фактура прошлого переплетается с самыми злободневными проблемами.
Всё это с блеском продемонстрировали участники нашего конкурса – поэты, прозаики, публицисты.
Более 850 работ поступило на конкурс и около 500 конкурсных произведений было опубликовано на сайте Lgz.ru и на страницах «Литературной газеты». Одно из главных достижений конкурса – наши читатели. Они следили за публикациями участников, высказывались. Их внимание – главная награда для участников и победителей «Золотого звена-2019».
Больше полугода работало представительное жюри, отбиравшее лучшие стихи, рассказы, повести, очерки из множества присланных на конкурс работ. Все произведения, присланные до 1 ноября, имели шанс на победу. Они приходили и по электронной, и по «живой» почте. Их поток не прекращался до последнего дня, заявленного в Положении о «Золотом звене».
Наш конкурс доказал: железнодорожная тема в современной литературе так же актуальна, как полвека и век назад. Вокзальные встречи и расставания снова и снова рождают в наших сердцах романтические мотивы, заставляют браться за перо. А впечатления, накопленные в дороге, становятся основой для повестей и романов.
Скажем честно: во всех трёх номинациях достойных участников было гораздо больше, чем наград. Выбор оказался головоломной проблемой. В итоге наши эксперты отдали предпочтение тем авторам, которые сочетают яркий художественный уровень с глубоким интересом к прошлому и настоящему железных дорог.
Хочется верить, что конкурс «Золотое звено-2019» станет началом долгой традиции, к которой будут причастны наши лучшие поэты, новеллисты, публицисты… «Литературная газета» поможет вам! Надеемся, что следующий конкурс ни в чём не уступит нынешнему. Задел есть.
А сегодня – время поздравлять первых победителей «Золотого звена».
«Поэзия» – Владимир Шемшученко (стихотворения «Грошовый плацкартный уют…», «Отсчитаны постельные рубли…», «Поезд-иголка сшивает пространство…») – за талантливое воплощение железнодорожной темы в поэзии.
«Проза» – Ямиль Мустафин (роман-эпопея «Дорога») – за создание ярких образов строителей БАМа.
«Публицистика» – Арсений Замостьянов (цикл статей «Дорога в будущее») – за популяризацию истории российских железных дорог.
Поздравляем вас, дорогие коллеги!