– Угомонись, Сёма, ты сейчас дверцу шкафа оторвёшь! Эта фраза была адресована моему младшему брату, сколько его помню, всё грезит о дальних странствиях в страну льдов – Арктику. Конечно, неплохо, так как к своим пяти годам он знает об этих удивительных местах множество разной информации. Не проходило и вечера, чтобы маленький путешественник не просил почитать о могучих белых медведях, диких северных оленях или снежных баранах. Короче говоря, мой любимый братик безумно любит всё, что связано с Арктикой. Кто его просветил первым, сказать сложно, но подозреваю, всему виной удивительный по красоте пейзаж, который висит на стене нашей квартиры. Не задать вопрос, что именно на нём изображено, невозможно, тем более вечному «почему?», «где?», «как?». Вот и приходится мне искать интересные факты об этой удивительной Арктике.
И вновь мой путешественник переместился в мир грёз и представляет себя покорителем арктических просторов. Но стоит выловить его из этих фантазий, а то ненароком или дверь сломает, или сам со льдины упадёт.
– Причаливай уже давай, Сём, слышишь меня? Земля вызывает Сёму, приём! – я подошла к нему, сняв с дверки шкафа, взяла на руки и понесла в кресло, чтобы там окончательно договориться о завершении дневного похода по землям Арктики. Но сделать это, конечно, нелегко:
– Сёмочка, ну давай мы с тобой потом ещё поиграем, а сейчас пора кушать, хорошо? – уговорить братика на что-то кроме путешествий весьма сложная задача, но мне удаётся находить выход.
– Анечка, а ты обещаешь, что мы поиграем? – таким милым голосочком спросил он. И как можно отказать такому дивному ребёнку, чьи глаза смотрят на тебя, веря, что не обманешь, веря, что есть друг, на которого можно положиться.
– Конечно, обещаю, ну теперь пойдём кушать.
– Пойдём!
Как ни странно, но даже еда у нас ассоциируется только с Арктикой:
– Вот по тарелке передвигаются айсберги (клёцки), которые намерены сбить наш корабль, но Сёма убирает с пути один, другой. Непредвиденное препятствие: тюлени (кусочки мяса) по правому борту (ложки), их немедленно необходимо убрать с пути…
– Анечка, смотри, если так посмотреть, то будет похоже на вид из космоса, вот, смотри, картофель совсем как льдинки, правда?!
– Точно, а я и не заметила, но только, чтобы получилось совсем, как из космоса, нужно съесть вот тот айсберг и ещё вон ту стаю диких тюленей. Справишься?
– Справлюсь! – он заявил это с уверенностью и через пять минут на тарелке остались лишь небольшие льдинки по краям тарелки, в целом моя миссия выполнена.
После обеда я обычно искала во Всемирной паутине что-нибудь интересненькое про Арктику для вечерней сказки для Сёмы. Конечно, с каждым разом сложнее найти новую информацию, которая была бы понятна пятилетнему ребёнку, но чего не сделаешь ради младшего братика. Мне удалось узнать о нескольких юбилейных датах в 2012 году, и я решила расширить кругозор Сёмы рассказом об экспедиции Русанова. Откровенно признаюсь, самой было интересно читать подробности и сердце замерло, когда дошла до эпизода с их исчезновением, но поделать ничего нельзя, разве что просвещать будущие поколения, чего несомненно захотел бы каждый участник той экспедиции.
– Анечка, пойдём, пойдём, ты обещала, Анечка, – подёргивая за край кофты, говорил Сёма.
– Сейчас, Сём, ты начинай собираться, одевайся, там, в шкафу, на месте вся одежда лежит, а я тут немного допечатаю, и вместе с тобой пойдём на прогулку, – ответила ему я и продолжила печатать вечернюю сказку с примесями реальных фактов.
Любимое занятие брата – это «Гонки на оленьих упряжках», после того, как я рассказала ему о таком способе передвижения у хантов. Он постоянно запрягает соседскую собачку Белку в свои сани-санки и катается по двору, иногда они меняются местами, но веселья меньше не становится. Так же частенько мы играем в игру «Росомаха»: мой маленький детёныш росомахи пытается выследить добычу, бесшумно подкрадываясь и нападая, добыча, конечно же, каждый раз не ожидает удара. Заканчиваются наши игры на свежем воздухе уроками ботаники – мы гуляем вокруг дома, рассматриваем различные растения, а Сёма рассказывает мне, бывают ли такие растения в Арктике, почему и какие бывают.
После прогулки мы с Сёмой пьём чай. Он садится на стульчик рядом с окном и смотрит вдаль, его интересуют не прохожие, не здания и не звёзды, а лёгкие и пушистые, нежные и чистые вечерние снежинки, которые плавно передвигаются в пространстве, то озаряясь светом фонарей, то уходя во мрак. Это действительно прекрасное зрелище.
– Сём. Ты где там? Сёмушка!? Ты спать-то идёшь? – говорила я, пытаясь найти спрятавшегося за спинкой кровати Сёму. – Ну где же ты, Сёмушка, я тебе новую сказку приготовила, Сёма, ну где ты? Ага, попался! – схватив «хорошо законспирировавшегося» Сёму, я приподняла его, и мы самолётиком долетели до кровати.
– Анечка, ну давай поиграем, ну, пожалуйста, Анечка, я не хочу спать, а давай, Анечка, ты мне про Арктику расскажешь, как там олени живут, а, Анечка? Ну расскажи, расскажи!
– Расскажу, только тебе нужно лечь и успокоиться, хорошо? – он удобно уселся рядом и заглянул в нашу большую книгу «АРКТИКА» (туда мы вкладываем все наши маленькие истории и заметочки об Арктике).
– Расскажу я тебе, Сёмочка, сегодня об экспедиции Русанова. Это был русский путешественник, чьё увлечение путешествиями в дальние страны началось ещё в самом раннем детстве. Он читал много книг, описывающих приключения и путешествия, с загородных прогулок возвращался с полными карманами всевозможных камней. Это были его первые «геологические коллекции». В образовательном учреждении, куда его отправили в двенадцать лет, особых успехов он не показал, но, несмотря на это, у него было огромное желание учиться, поэтому он поступил вольнослушателем на естественный факультет, но из-за хулиганских проделок, драк был лишён права посещать лекции и выслан в город Орёл, а позже он попал в тюрьму…
– И всё потому, что плохо себя вёл? – с удивлением и вдохновенным блеском в глазах спросил Сёма.
– Отчасти да, но там было и несколько других фактов. Кстати, несмотря на то, что Русанов находился в тюрьме, он продолжал учиться. Читал различные книги, одна из них – «Среди льдов и во мраке полярной ночи». Видимо, уже в то время Русанова занимала мысль о полярных путешествиях. После тюрьмы Русанову не разрешили проживать ни в одном из крупных городов России, лишив, таким образом, возможности закончить университет. Но его страсть к познанию нового никуда не делась, и он продолжил самообразование. Стремясь принести пользу своей родине, Русанов решил собрать материал для диссертации на Новой Земле, геология которой была почти не изучена, а полезные ископаемые не разведаны. Весной 1907 года В.А. Русанов возвратился в Россию, в город Архангельск, где, к своему удивлению, встретил со стороны местных властей всяческое содействие в подготовке экспедиции на Новую Землю.
И вот уже 9 июля 1912 г. судно «Геркулес» вышло из Александровска-на-Мурмане, имея на борту четырнадцать участников экспедиции. По плану «Геркулес» должен был вернуться в октябре этого же года. Но всё оказалось совсем иначе. 16 июля «Геркулес» благополучно достиг острова Западный Шпицберген. Обследовав всё побережье острова, Русанов открыл богатые месторождения угля. Помимо этого были собраны палеонтологические, зоологические и ботанические коллекции, а во время плавания на Шпицберген и в его прибрежных водах проведены океанографические исследования. Но, к несчастью, все участники экспедиции пропали. Где и при каких обстоятельствах погибла экспедиция Русанова, выяснить не удалось.
Поиски её, проведённые в 1914 и 1915 годах, ничего не дали. Только в 1934-м на безымянном островке (сейчас остров Геркулес) обнаружили врытый в землю столб, на котором была вырублена надпись «ГЕРКУЛЕС».
– А что с ними случилось? – с волнением спросил Сёма.
– Пока никто точно сказать не может, люди только предполагают, что могло произойти.
– Они пропали потому, что у них не было сотовых телефонов! – с задумчивостью произнёс Сёма.
– Почему ты так решил?
– Ну, если б они были, то могли бы позвонить и за ними приехали, – стал рассуждать мой юный путешественник.
– Ну а что бы ты сказал в таком звонке? Вот я такой-то, такой-то стою посреди ледяной пустыни, заберите меня? – я улыбнулась, и через несколько секунд улыбнулся Сёма.
– Ну, когда я буду в экспедиции ходить, у меня будет самое-самое лучшее приспособление, и я не только изучу Арктику, но и найду экспедицию Русанова! – начал якать он.
– Ну, хорошо, хорошо, всё он найдёт, всё откроет, но чтобы всё это сделать, нужно хорошо выспаться.
– Да знаю, – потирая глаза и зевая, говорил он.
Через несколько минут он уже спал и видел свои милые детские сны, сквозь которые время от времени было слышно: «Льдинки парусами»…
Анна ПЫШНЕНКО, 10 «А» (Роснефть-класс), школа № 4, Губкинский Ямало-Ненецкого АО