«Золотой глобус» называют младшим братом «Оскара». Номинируются и побеждают почти одни и те же ленты. Разница между ними не принципиальная, «Оскар» более политизирован и ангажирован теми нравами, которые доминируют в «тоталитарно-толерантной» Америке. Голливудская же ассоциация иностранной прессы, определяющая лауреатов «Золотого глобуса», позволяет себе некоторые вольности.
Лучшими фильмами признаны «Богемская рапсодия» Брайана Сингера (в номинации драма) и «Зелёная книга» Питера Фаррелли (комедия или мюзикл). Насчёт определения жанров можно было поспорить, но удовлетворимся тем, что такое разделение позволило отметить вдвое больше картин. Рами Малек, исполнитель роли Фредди Меркьюри в первом фильме, признан также лучшим исполнителем главной мужской роли. Это было неожиданное решение жюри. Все были убеждены, что «Рапсодию» опередит «Звезда родилась» с Леди Гагой в главной роли.
Действительно, фильм, который поставил (это его дебют в режиссуре) и сыграл в нём главную мужскую роль Брэдли Купер, ничуть не хуже. Впрочем, обе эти музыкальные ленты имели большой успех в прокате не за счёт каких-то художественных открытий, а за счёт эпатажной славы и трагической судьбы, и замечательной музыки Фредди Меркьюри в первом случае и нынешней популярности Леди Гаги во втором. И конечно, нетленности сюжета (это уже третий ремейк фильма про восхождение и гибель звезды после Джанет Гейнор, Джуди Гарленд и Барбры Стрейзанд). Но всё же Малек смотрелся слишком бледной копией Меркьюри, и Леди Гаге до Барбры Стрейзанд тоже очень далеко и как вокалистке, и как драматической актрисе.
Борьбу за лучшую женскую роль Леди Гага проиграла Гленн Клоуз (фильм Бьёрна Рунге «Жена»). Также лучшей актрисой была признана Оливия Колман – за роль британской королевы Анны в фильме Йоргоса Лантимоса «Фаворитка». Обе эти картины – свидетельство триумфа феминизма, а как произведения искусства не уступают названным музыкальным мелодрамам.
Сюжет «Жены» близок «ЛГ». Американский писатель вместе с женой едет получать присуждённую ему Нобелевскую премию по литературе. Все связанные с этим треволнения, приготовления, репетиции и собственно нобелевские церемонии отображены очень подробно и интересно, но весь фильм держит какая-то тайна в отношениях безусловно очень любящих друг друга нобелиата и его жены. Разрешилось загадка неожиданно. Оказалось, что смолоду жена очень помогала мужу писать, что-то подсказывая, что-то меняя, и постепенно взяла на себя функции писателя, а муж только давал советы, редактируя не им написанные тексты, и жил в своё удовольствие. Вот почему награждение премией они восприняли так болезненно, кончилось же всё тем, что незаслуженно полученная премия убила мужа. И что важнее – любовь и мир в семье или мирская слава?
Ещё большее впечатление произвела «Фаворитка», где на самом деле три главные роли, а не одна та, что была удостоена «Глобуса». Не менее достойна награды оскароносная Рэйчел Вайс, которая сыграла роль бывшей королевской фаворитки (Сары Мальборо). А самая главная роль – у авантюристки Эбигейл Хилл, которая сумела втереться в доверие к леди Саре, затем приблизиться к королеве, потом оттеснить, обвинить и наконец изгнать свою недавнюю благодетельницу. Её сыграла – и замечательно – Эмма Стоун, которую все знают по «Ла-Ла-Ленд», но здесь – не легковесный мюзикл с девочкой-припевочкой, а историческая драма и сложная роль, с которой оскароносная Стоун блестяще справилась.
Что смутило... Как легко создатели фильма обходятся с историей: фальсифицируют её, бедную, нещадно. Точнее великую, всё же в начале ХVIII века Великобритания была уже мощной державой, а в фильме это – какая-то захудалая провинция с безвольной, больной королевой-лесбиянкой, вместо которой правит её волевая партнёрша миссис Мальборо, которую и в постели, и в правительстве вскоре сменяет ловкая мисс Хилл.
Это, видимо, общеевропейская тенденция «надевать» на пуританские времена современные нравы. В описываемую пору муж рожавшей много раз королевы был ещё жив (его в фильме нет), а в беспутстве королеву и Эбигейл, которая тоже была замужем, подозревала как раз отставленная и обиженная бывшая фаворитка Сара Мальборо. От неё, видимо, и пошла легенда, «окрасившая пороком» королеву, а теперь и её саму.
Феминистские веяния сказались и на выборе лучшего режиссёра, им признан Альфонсо Куарон за фильм «Рома». Действие его происходит в Мехико в начале 70-х. Очень подробно, внимательно к деталям прослеживается история индианки Клео, её несчастная любовь, а также судьба брошенной мужем её многодетной хозяйки. Фильм напоминает чёрно-белые фильмы итальянского неореализма, в «Роме» тоже всё документально правдиво, ждёшь какой-то парадоксальной драматичной развязки, но здесь всё внезапно хорошо кончается, без революций и социальных бунтов – все друг другу помогают: и богатые, и бедные, а побеждает женская солидарность.
А что же мужчины? Про награждённую «Зелёную книгу» о дружбе чернокожего гея-виртуоза и белого вышибалы (фильм скоро выходит на экраны России), а также о выдающейся американской картине «Власть» с потрясающим Кристианом Бэйлом в роли Дика Чейни и других лауреатах мы напишем в следующих номерах.
Александр Кондрашов