Шельфовые проекты – стратегическое направление деятельности НК «Роснефть». Сейчас компания является крупнейшим недропользователем на российском шельфе. Особое место в шельфовых проектах «Роснефти» занимает освоение Арктики. По своему совокупному нефтегазовому потенциалу осадочные бассейны российского арктического шельфа сравнимы с крупнейшими нефтегазоносными регионами мира. По оценкам специалистов, к 2050 году арктический шельф будет обеспечивать от 20 до 30% всей российской нефтедобычи. Добыча первой арктической нефти ожидается уже в 2018 году.
Масштабные шельфовые планы российской компании стали основой международного сотрудничества «Роснефти» с ведущими нефтегазовыми компаниями мира. Их вклад – это не только масштабные инвестиции, но и современные технологии реализации самых сложных с технической точки зрения проектов. Неслучайно, к примеру, частью соглашений «Роснефти» со стратегическими партнёрами является программа обмена техническими и управленческими кадрами. Предполагается, что в совместной работе будут участвовать геологи, геофизики, технологи по разработке пластов, специалисты по финансам, логистике, безопасности, охране труда, экологии. «Мы исходим из того, что Россия должна стать лидером освоения арктических ресурсов, экспортёром высокотехнологичных нефтесервисных услуг», – подчёркивает президент ОАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин.
История стратегического международного партнёрства на шельфе началась ещё в 2011 году. В начале 2013 года «Роснефть» и ExxonMobil расширили стратегическое сотрудничество, дополнительно включив семь лицензионных участков в Арктике общей площадью около 600 тыс. кв. км в Чукотском море, море Лаптевых и Карском море, а в июне компании объявили о завершении нескольких этапов работ, включая создание совместных предприятий по реализации проектов в Карском и Чёрном морях. Кроме того, «Роснефть» и Statoil объявили о завершении сделок по разработке участков на российском шельфе в Баренцевом и Охотском морях, а именно: Лисянскому, Кашеваровскому, Персеевскому участкам и участку Магадан-1. Также «Роснефть» и Eni завершили формирование организационных структур сотрудничества и подписали окончательные соглашения, необходимые для реализации проектов на шельфе Баренцева и Чёрного морей.
Практический старт беспрецедентному проекту по освоению шельфа Арктики «Роснефть» дала в августе 2012 года, когда специалисты компании приступили к «полевым» работам в Карском море. Речь идёт о целом комплексе научных гидрологических и метеорологических исследований, анализе ледовой обстановки – мероприятиях, которые предшествуют любому поисково-разведочному бурению. На основе полученной геологической информации выбрана перспективная структура «Университетская» в Карском море для бурения первой скважины.
В текущем году с началом арктического сезона исследовательские экспедиции «Роснефти» вновь вышли на шельфовые участки компании.
Только в августе было задействовано 13 судов различного класса, три воздушных судна, несколько беспилотных летательных аппаратов, подводные и надводные автономные станции, спутниковые системы наблюдения, спускаемые подводные аппараты. В исследованиях принимали участие ведущие российские и мировые научные и проектные организации. В рамках этой работы уже проведены 2D и 3D сейсмические исследования, инженерно-геологические и инженерно-гидрометеорологические изыскания, экологические и геохимические исследования. В компании предполагают, что разведочные скважины в Карском море могут открыть уникальные месторождения с запасами на уровне 3,5 млрд. тонн жидких углеводородов и 11,4 трлн. кубометров газа.
Флагман арктических исследований «Роснефти» 2013 года – судно «Академик Фёдоров». В состав команды входили сотрудники Арктического и антарктического научно-исследовательского института, которые в течение месяца проводили исследования морфометрических параметров дрейфующих в Карском море айсбергов. Благодаря усилиям «Роснефти» научное сообщество получило уникальные данные о природных условиях юго-западной части Карского моря. В частности, исследовалось такое особо опасное природное явление, как «новоземельская бора» – ветер, дующий с гористого побережья Новой Земли и достигающий скорости более 50 м/с. В программу также вошли исследования волнения моря, течений, распределения водных масс различного происхождения, изменчивости температуры и солёности воды, формы опасных ледяных образований, параметров дрейфа и прочности льда, интенсивности образования и распространения айсбергов.
Объём собранной по заказу НК «Роснефть» (бесценной с научной точки зрения) информации выходит далеко за рамки исследований, необходимых только для начала разведочных работ на шельфе Северного Ледовитого океана. Как полагают специалисты, полученные данные могут существенно повысить качество прогнозов погоды в Карском море как для нужд «Роснефти», так и в интересах всей страны.
Параллельно с изучением района предстоящих геолого-разведочных работ перед специалистами экспедиции стояла задача оценить природоохранную составляющую предстоящей нефтедобывающей деятельности в Карском море. Предупреждение экологических рисков – обязательная часть любого проекта НК «Роснефть» в области разведки и добычи. Как подчёркивают в компании, «вопросы экологии и сохранения окружающей среды являются первостепенными для «Роснефти», особенно когда дело касается Арктики».
Планируется, что бурение начнётся в 2014 году – на год раньше лицензионных обязательств. «Роснефть» уже заключила контракт на разработку концепции передвижной буровой платформы с гравитационным основанием для арктического шельфа. Платформа позволит продлить сезон бурения на шельфе в арктических условиях. При этом установка будет обеспечивать высокие стандарты экологической безопасности при эксплуатации в арктических условиях: она выдерживает экстремальные ледовые, ветровые, волновые и температурные нагрузки.
Благодаря запуску проектов в Арктике «Роснефть» формирует якорный заказ для отечественной промышленности и заинтересована в локализации новых технологий и современных производств. Большую часть заказов на строительство буровых платформ, труб и другого оборудования планируется разместить на российских предприятиях. «Из 500 млрд. долларов уже запланированных инвестиций в оборудование и обустройство шельфовых месторождений российской промышленности достанется львиная доля – 400 млрд.», – отмечает Игорь Сечин. – НК «Роснефть» будет добывать нефть в ближайшие сто лет и не видит альтернативы разработке трудноизвлекаемых запасов на шельфе».
Весной текущего года «Роснефть» опубликовала перечень оборудования и техники, которые требуются на различных этапах освоения морских нефтегазовых месторождений. Таким образом, компания уже анонсировала российским производителям заказы на более чем 20 наименований судов и авиатехники, запрос на российское нефтепромысловое и буровое оборудование – ещё около 30 позиций. Только в Архангельской и Мурманской областях, а также в Ямало-Ненецком автономном округе в выполнении заказов будет задействовано более 100 предприятий. «В рамках реализации шельфовых проектов предполагается обеспечить локализацию до 70% оборудования. Таким образом, освоение шельфа сформирует от 300 до 400 тыс. высококвалифицированных мест в различных отраслях российской экономики. Это даст значительный импульс к развитию инноваций и разработке высокотехнологичной продукции», – отметил глава «Роснефти» Игорь Сечин.