Когда на сцене с Миком Джаггером оказывается Кит Ричардс, когда Ронни Вуд берёт в руки инструмент, отдалённо похожий на гусли, а Чарли Уоттс садится за барабанную установку, когда со всевозможных ракурсов их снимают два десятка лучших операторов, оскаровских лауреатов и номинантов, а правит бал не кто иной, как Мартин Скорсезе, тогда появляется документальный фильм «The Rolling Stones: Да будет свет».
Старые добрые «роллинги»… Их лица давно покрыты морщинами, но движения так же легки, как в далёких 60-х. Кажется, ничто не изменилось. Джаггер всё так же энергично приплясывает на сцене, Ричардс походит на праведного разбойника, Вуд если и отстаёт от Ричардса на сцене, то опережает его в имидже скандалиста (если вспомнить его недавний побег от жены с русской официанткой). Уоттс всё так же сидит за барабанной установкой. Подчёркивают неизменность «роллингов» и архивные кадры из интервью, чередующиеся с песнями. Скорсезе даёт зрителю понять: «роллинги» те же, «роллинги» не изменились, в их пороховницах осталось немало взрывчатого вещества. И одновременно с этим режиссёр показывает The Rolling Stones в ином свете. Буквально. Игра света и тени приобретает в фильме сакральное значение. Подсветка как бы вырывает силуэты рокеров из темноты, придаёт лицам определённые черты, мистичность, необычность, сказочность. Отсюда и название фильма: «Да будет свет».
Как тени появляются на экране гости концерта – Хиллари и Билл Клинтон, как тени выходят на сцену Кристина Агилера, Джек Уайт, Бадди Гай. «Роллинги» вне конкуренции. «Роллинги» живут отдельно. «Роллинги» пришли на сцену, как к себе домой, другие пришли сюда только погостить.
После окончания сеанса в голову пришёл Эмир Кустурица, если и не провозгласивший в недавнем документальном фильме «Марадона» культ своей личности, то как минимум проведший явные параллели между собой и великим футболистом. Скорсезе в отличие от Кустурицы скромнее. Он снимет фильм не о себе – о «роллингах». Он, легендарный режиссёр, получивший широкую известность после выхода фильмов «Таксист», «Бешеный бык», «Последнее искушение Христа», возникает в фильме дважды. Вначале для того, чтобы узнать у Джаггера сет-лист концерта, и второй раз, когда провожает группу после окончания выступления.
«Да будет свет» – далеко не первая попытка снять фильм о знаменитой рок-группе. Самая ранняя лента «Один плюс один» Жан-Люка Годара был снят в духе модного в то время сюрреализма. Вторая картина – Gimme Shelter – была заснята режиссёрами Альбертом и Дэвидом Мейслесами. Стержневым моментом документального фильма стало убийство темнокожего поклонника «роллингов» на одном из концертов. Следующий фильм о легендарной рок-группе (имеющий весьма нескромное название) не прошёл цензуру из-за обилия ненормативной лексики и откровенных постельных сцен и на большой экран так до сих пор и не вышел. В общем, попытки запечатлеть The Rolling Stones на киноленту (концертные DVD, интервью и клипы не в счёт) производились неоднократно и – часто – удачно. Скорсезе не сделал открытия. Он не первый и, дай-то бог, не последний.
Мировая премьера фильма состоялась ещё в феврале. До нас он дошёл только к середине июля и вышел (по данным Yandex) в семи кинотеатрах Москвы. К слову, нашумевший боевичок «Хэнкок» занял семьдесят восемь столичных экранов. Здесь справедливо задаться мыслью: неужели такие имена, как Мик Джаггер, Кит Ричардс, Ронни Вуд, Чарли Уоттс (если не брать во внимание Мартина Скорсезе и блистательную съёмочную группу) стали неинтересны? Неужели «роллинги» всё-таки устарели? Неужели имя какого-нибудь Димы Билана, грозящее стать нарицательным, вызовет больше эмоций?