Глава из книги «Звёзды Отчизны»
Пружаны благодаря своей близости к Беловежской пуще связаны с судьбами многих и многих знаменитостей. Недалеко от города (чуть больше десяти километров) находится железнодорожная станция Аранчицы, где обычно останавливался поезд с сановными особами, и, конечно же, их не могли не интересовать город и его окрестности.
А побродить по Пружанам, которые в далёком прошлом назывались Добучин, действительно, есть где. Одна городская усадьба чего стоит!
Если идти из центра Пружан по улице Советской, то в скором времени перед вами откроется парк. А потом тропинка выведет к старому каменному дому. Это и есть легендарный пружанский дворец. Построен он в середине XIX века, когда в пружанской резиденции хозяйствовал Валентий Швыковский. Он родился в 1817 году. В 1854-м Валентия выбирают маршалком Пружанского повета. Случалось, что многие, получив такую общественную должность, безмерно ей гордились, но ничего не делали. Совсем другой характер был у хозяина дворца. Валентий Швыковский старался всемерно способствовать улучшению благосостояния жителей города и края. Заботился о развитии культуры и просветительства. В городе проводились музыкальные вечера, устраивались театральные постановки. Маршалок дружил с писателем и историком Юзефом Крашевским, который в детстве жил в деревне Долгое под Пружанами. Здесь он начал заниматься писательской работой, историческими розысками. Вместе с другими земляками участвовал в восстании 1830–1831 годов. Кстати, многие пружанцы оставили след в этом знаменитом выступлении против царизма. Вспомним хотя бы легендарную семью Шретеров – шляхтичей из Пружанского повета. Художник Антоний действовал в отрядах К. Немцевича и своего отца Якуба Шретера. Рядом воевали братья Антония – Юзеф, Пётр, Ян, а также Пётр Черницкий, Трофим Федорович, Антон Толстик, Александр Таргоньский, Юзеф Сметюк… Среди повстанцев было много и простых крестьян из Пружанщины.
…Отбыв наказание в тюрьме, Юзеф Крашевский снова возвращается на Пружанщину. Отсюда, из деревни Долгое, пишет в виленские и варшавские издания. Много внимания уделяет историко‑краеведческой работе, собирает этнографические экспонаты, записывает легенды и предания. Часто использует в своих трудах фольклор. Со временем число написанных произведений крупных жанров идёт на сотни. Среди наследия Юзефа Крашевского – и очерк «Одежда мещан и крестьян из околиц Бреста, Кобрина и Пружан».
В Долгом родился брат писателя – будущий художник, астроном-любитель Каэтан Крашевский. Правда, большую часть жизни он прожил в Польше, в имении в Раме Новей. Собрал огромную – в десять тысяч томов! – библиотеку. Кстати, библиотека хозяина пружанского дворца Валентия Швыковского была намного меньше: чуть больше тысячи книг. Но не надо забывать, какими были те времена. Можно было пройти и проехать многие десятки километров, заглянуть в десяток панских усадьб – и не найти ни единой книги.
Кстати, о Швыковском… Следы его всесторонней деятельности сохранились и по сей день. Много усилий приложил он для строительства нового костёла. При советской власти в нём размещался Дом культуры. Чтобы представить характер хозяйствования Швыковского в Пружанах, обратимся к историческому очерку В. Первушина «Пружанский дворец»: «Наибольшие изменения произошли в усадьбе. В начале 60-х годов XIX в. здесь стояло уже около двадцати строений: жилые дома для челяди и батраков, оранжерея, две теплицы, гумно, овчарня и другие. Многие из них были каменные…
Согласно описи 1864–1866 годов, в оранжерее и теплицах в то время росло около тысячи цветов и деревьев шестидесяти наименований, главным образом экзотических – камелии, азалии, валькамерии, матиолы, пальмы, лимонные деревья. Усадебная оранжерея во времена Швыковского была известна далеко за пределами поветового центра. М. Федоровский в статье «Пружана и её окрестности» писал: «Вековыми апельсинами, которых был большой лес, пальмами, миртами и лимонами на всю Литву… была известна оранжерея Швыковских. Подобной ей не имели и Радзивиллы». После конфискации имения большинство растений и теплиц продали…»
Атмосфера Пружан и их окрестностей выпестовала многих знаменитостей, удивлявших не только Беларусь, но и другие края. Из Пружан – бывший премьер-министр Израиля Ицхак Шамир. В конце XIX в. родилась здесь русская писательница Ксения Львова. Её лёгкие, «домашние» романы и повести – «На лесной полосе», «Высокий ветер», «Елена» – имели в своё время успех. Умерла писательница в Москве в 1968 году. Из Пружан – легендарная женщина-математик Софья Яновская. С 1931 года – профессор Московского государственного университета, в 1935-м защитила докторскую диссертацию. Автор многих работ по математической логике, методологии и истории математики. Помнит о своих пружанских корнях и тренер знаменитой волейбольной команды «Уралочка» Николай Карполь. В Пружанах жил и работал поэт и прозаик Микола Купреев. Тоже – легенда, которая ещё ждёт своего исследователя…