Большинство россиян недолюбливает жителей столицы, но при этом многие мечтают о том, чтобы их дети жили и работали в Москве, – таковы выводы очередного опроса, проведённого социологами ВЦИОМа этим летом. Выводы очевидные и легкопрогнозируемые. Ведь жизнь в большом городе, и особенно в столице, даёт много преимуществ: широкие перспективы для самореализации – учёбы, работы, занятий искусством, наукой или спортом, огромные возможности для культурного досуга и развлечений на любой вкус и возраст.
Но мы порой забываем, что за любые блага приходится так или иначе платить. Причём не всегда эта плата имеет денежный эквивалент. У москвичей есть не только преимущества, у них есть обязанности, которыми пронизана почти любая сфера городской жизни. Речь идёт о вполне естественном для каждого современного мегаполиса неписаном кодексе принципов общежития, без соблюдения которых невозможно создание комфортной для всех городской среды.
Население столицы в течение нескольких лет серьёзно выросло. В сложные годы социальных потрясений, которые переживала вся страна, проживание в большом городе казалось спасением: здесь проще найти работу, здесь всегда было меньше проблем с коммунальным хозяйством – не выключали свет, всегда была горячая вода… Как в Средние века при любых перипетиях крестьяне стремились в близлежащий замок, так и для наших граждан (да и не только для россиян) российская столица казалась спасением. В результате сегодня Москва бьёт рекорды по плотности населения, давно обогнав по этому показателю все европейские и американские города и приближаясь к азиатским мегаполисам. Предыдущее поколение руководителей и проектировщиков не рассчитывало на такой взрывной рост населения и не подготовило наш город к такому будущему.
В этих непростых условиях теперешние столичные власти делают всё возможное, чтобы повысить качество жизни горожан, изыскивая способы улучшить жилищное обеспечение, создать новые рабочие места, сделать среду обитания более удобной для всех категорий москвичей. Половина средств городского бюджета традиционно идёт на социальные нужды – жильё, пособия, льготы, выплаты наиболее уязвимым слоям населения. Последний сложный «кризисный» год не внёс корректив в эту политику, несмотря на существенное сокращение горбюджета, вся социалка осталась в прежнем объёме и даже выросла. Власти с успехом решают многие накопившиеся городские проблемы, строя более трёх млн. кв. м жилья в год, прокладывая и реконструируя столичные трассы, совершенствуя социально-бытовую инфраструктуру.
Руководство столицы считает, что невозможно создать комфортные условия для горожан, не будучи с ними в прямом диалоге, ведь только так можно узнать об их реальных нуждах. Прямой контакт властей и горожан уже не раз способствовал быстрейшему решению острых вопросов, к примеру, таких как точечная застройка или проблема обманутых дольщиков. Любые значимые для города проекты руководство выносит на публичные слушания, так что каждый неравнодушный москвич может высказать свои замечания и предложения. Конечно, нет закона, обязывающего горожан принимать участие в подобных городских мероприятиях (самым значительным из них стали недавно прошедшие публичные слушания Генплана развития города до 2025 г.), но хотелось бы надеяться, что горожане будут сами воспринимать своё участие в планировании будущего города как норму.
Кроме этого, есть и неписаные правила муниципального общежития, соблюдение которых стало бы хорошим почином для москвичей, ведь многие из нас, чего греха таить, при упоминании о проблемах чаще кивают на власти, даже не думая, что что-то могут изменить они сами. Возьмём, к примеру, наболевшую городскую тему пробок на дорогах и дефицита парковочных мест.
22 сентября Москва присоединилась к общеевропейской акции «День без машин». Жителям города вне зависимости от чинов и званий предлагалось на этот день отказаться от использования личного транспорта. Для общественно сознательных горожан власти в этот день выпустили на улицы дополнительно 200 автобусов, 100 троллейбусов и 50 трамваев, однако чуда не случилось. И, кажется, даже наоборот, многие, обрадовавшись, что по этому случаю пробок в городе не будет, уселись в уютные кресла личных автомобилей, считая, что об экологии города позаботится в этот день кто-нибудь другой, но не он сам.
Примерно такой же уровень «сознательности» демонстрируется многими при выборе автомобиля: на Западе мода на крупногабаритные внедорожники давно считается дурным тоном в городе, где больше подходят экономичные и экологичные машины, которым к тому же требуется гораздо меньше парковочного места.
Или возьмём пример из другой сферы. В протестах против строительства мусоросжигательных заводов охотно участвовали сотни москвичей. Газеты и интернет-сайты пестрели гневными высказываниями в адрес столичных властей, которые якобы не обращают внимания на нужды горожан. Хотя ситуация как раз обратная – если не заниматься проблемой утилизации мусора, он просто поглотит город. Всё дело в том, что количество отходов постоянно растёт. Современный человек «производит» намного больше мусора, чем производили даже наши родители лет 20–30 назад. Причём мусор этот намного вреднее и он намного сложнее утилизируется. Городские власти прислушались к протестам москвичей и предложили вместо мусоросжигательных заводов современный и достаточно экологичный метод гидросепарации отходов. Однако этот метод, популярный в Европе, эффективен только при соблюдении всеми жителями города определённых правил. Во-первых, надо стремиться сокращать общее количество отходов, во-вторых, сортировать мусор. То есть выкидывать в отдельные контейнеры стекло, бумагу, пластик, пищевые отходы. Невозможно одновременно протестовать против строительства мусоросжигательных заводов и раз за разом, делая покупки в супермаркете, паковать их в два десятка небольших пластиковых пакетов, которые годятся только на то, чтобы донести продукты до дома, а затем дружной кучей они падают в мусоропровод. Между тем одна картонная коробка с успехом заменяет все эти двадцать пакетов и служит несколько месяцев, а потом может быть переработана или, на худой конец, сожжена без ущерба для экологии.
Пропаганда правил общежития для всех горожан сегодня очень модна в европейских городах. Конечно, везде есть люди, которым в принципе не нравится постоянно следовать правилам (такая черта характера считается одной из российских особенностей). Однако вода камень точит, постепенно правила городской жизни становятся нормой для многих. Да и разница в качестве жизни при соблюдении правил и их игнорировании оказывается значительной и весьма убедительной.
Сегодня городские власти российской столицы реализуют множество программ, направленных на улучшение качества жизни горожан. Даже если кому-то кажется, что они не принесут пользу ему лично, эти программы достойны поддержки, потому что в конечном итоге они работают на общее благо. Чем меньше в городе будет неустроенных, обиженных людей, тем лучше будет житься нам всем вместе, ибо, живя в столь плотно заселённом мегаполисе, невозможно отгородиться высокими заборами от соседей. Чем больше москвичи будут чувствовать себя хозяевами собственного города, тем быстрее настанут долгожданные перемены к лучшему.