Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Лекарство от беспамятства

01 января 2007

ЗВАНЫЙ ГОСТЬ

Нежелание помнить отнюдь не безобидно. Это болезнь нашего времени. Хуже – эпидемия, охватившая не только искусство, но и образование, науку и иные, не менее значимые сферы человеческой деятельности. И если отказаться от противостояния ему, человечество уничтожит само себя гораздо быстрее, чем при помощи атомного оружия или парникового эффекта.

Геннадий ПЕЧНИКОВ, один из старейших актёров РАМТА, в этом абсолютно убеждён.

– Геннадий Михайлович, а что можно противопоставить беспамятству?

– Странный вопрос. Конечно же, нашу память. И не столько память мысли, хотя она и является хранителем собственно информации, сколько память сердца. Она надёжнее. Ведь она хранит наши чувства, состояния нашей души: восторг от первого в жизни спектакля, волнение от разговора с любимым педагогом, терзания перед первой в жизни премьерой. Всё это крепче привязывает нас к нашим предшественникам, к истории отечественного театра, чем конкретные даты или цитаты из канонических работ отцов-основателей. Чем дольше я живу, тем яснее понимаю, сомнения в себе – вещь благая. Они заставляют двигаться дальше, не забывая о тех, кто прошёл этот путь перед нами. А многие из тех, кто сегодня приходит в профессию, актёрскую ли, режиссёрскую, сомнений не ведают. Врываясь на избранное поприще, новообращённый ведёт себя так, словно всё начнётся только сейчас и именно с него, и не было предшественников – мастеров, корифеев, на плечах которых ему предстоит возводить следующий «этаж», если достанет ума и таланта. И в этом стремлении самоутвердиться любой ценой таланты предшественников для него не аргумент.

– В таком случае мы обречены. Тяга к самоутверждению в человеке неистребима. В молодом – особенно.

– Ну что ж вы так мрачно. Самоутверждаться можно по-разному. И молодёжь у нас разная. Есть немало ребят, с которыми можно вести искренний, открытый диалог. И не просто можно – нужно. Нередко их чрезмерная амбициозность развивается от того, что рядом вовремя не оказалось человека, способного расширить их пока ещё не очень широкие горизонты, приобщив к достижениям предыдущих поколений. В театре передача мастерства из рук в руки особенно важна. Я в этом убеждаюсь снова и снова, когда встречаюсь со своими студентами.

– Значит, вечера, которые вы проводите в Театральном музее им. Бахрушина, это тоже своего рода передача эстафеты?

– Конечно. Не всегда разумно ограничиваться стенами учебной аудитории. Но на эти вечера, цикл, который мы с директором музея Дмитрием Родионовым назвали «На перекрёстках времени», приходят не только мои студенты, вообще не только молодёжь. Людям старшего поколения они тоже интересны, ведь для них это возможность оживить и собственную память. Пока человек помнит – он остаётся человеком.

– Начинали вы наверняка с Островского?

– Ну какой же театр без Островского! Александр Николаевич – мой любимый драматург, и как для актёра, и как для режиссёра, и как для педагога. Островский сегодня современен, может быть, даже больше, чем в своё время. С моей точки зрения, он вообще драматург будущего. Ведь он мечтал о временах, которые и по сию пору не наступили. Помните, в «Доходном месте» Жадов говорит: «Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного».

– А дальше?

– Второй вечер был посвящён Марии Осиповне Кнебель, которую я считаю знаковой фигурой для отечественного театра. Она получала основы мастерства из рук Станиславского и Немировича-Данченко. Для меня она не просто педагог, она Мастер. Мы были знакомы с 1943 года. В 48-м я пришёл в ЦДТ, а она – в 50-м. Именно ей я обязан тем, что стал тем, кем стал. Мария Осиповна дала мне роль Молчалина, а потом – Чацкого. Для молодого актёра это была отличная школа. Она же направила на педагогический путь, в конце 50-х я начал преподавать в студии при ЦДТ. Она же вывела в режиссуру. К сожалению, о ней сейчас редко вспоминают. О родном театре тоже непременно буду рассказывать.

Беседу вела Ксения ВИШНЕВСКАЯ

Обсудить в группе Telegram

Ксения Вишневская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS