Нежелание помнить отнюдь не безобидно. Это болезнь нашего времени. Хуже – эпидемия, охватившая не только искусство, но и образование, науку и иные, не менее значимые сферы человеческой деятельности. И если отказаться от противостояния ему, человечество уничтожит само себя гораздо быстрее, чем при помощи атомного оружия или парникового эффекта.
Геннадий ПЕЧНИКОВ, один из старейших актёров РАМТА, в этом абсолютно убеждён.
– Геннадий Михайлович, а что можно противопоставить беспамятству?
– Странный вопрос. Конечно же, нашу память. И не столько память мысли, хотя она и является хранителем собственно информации, сколько память сердца. Она надёжнее. Ведь она хранит наши чувства, состояния нашей души: восторг от первого в жизни спектакля, волнение от разговора с любимым педагогом, терзания перед первой в жизни премьерой. Всё это крепче привязывает нас к нашим предшественникам, к истории отечественного театра, чем конкретные даты или цитаты из канонических работ отцов-основателей. Чем дольше я живу, тем яснее понимаю, сомнения в себе – вещь благая. Они заставляют двигаться дальше, не забывая о тех, кто прошёл этот путь перед нами. А многие из тех, кто сегодня приходит в профессию, актёрскую ли, режиссёрскую, сомнений не ведают. Врываясь на избранное поприще, новообращённый ведёт себя так, словно всё начнётся только сейчас и именно с него, и не было предшественников – мастеров, корифеев, на плечах которых ему предстоит возводить следующий «этаж», если достанет ума и таланта. И в этом стремлении самоутвердиться любой ценой таланты предшественников для него не аргумент.
– В таком случае мы обречены. Тяга к самоутверждению в человеке неистребима. В молодом – особенно.
– Ну что ж вы так мрачно. Самоутверждаться можно по-разному. И молодёжь у нас разная. Есть немало ребят, с которыми можно вести искренний, открытый диалог. И не просто можно – нужно. Нередко их чрезмерная амбициозность развивается от того, что рядом вовремя не оказалось человека, способного расширить их пока ещё не очень широкие горизонты, приобщив к достижениям предыдущих поколений. В театре передача мастерства из рук в руки особенно важна. Я в этом убеждаюсь снова и снова, когда встречаюсь со своими студентами.
– Значит, вечера, которые вы проводите в Театральном музее им. Бахрушина, это тоже своего рода передача эстафеты?
– Конечно. Не всегда разумно ограничиваться стенами учебной аудитории. Но на эти вечера, цикл, который мы с директором музея Дмитрием Родионовым назвали «На перекрёстках времени», приходят не только мои студенты, вообще не только молодёжь. Людям старшего поколения они тоже интересны, ведь для них это возможность оживить и собственную память. Пока человек помнит – он остаётся человеком.
– Начинали вы наверняка с Островского?
– Ну какой же театр без Островского! Александр Николаевич – мой любимый драматург, и как для актёра, и как для режиссёра, и как для педагога. Островский сегодня современен, может быть, даже больше, чем в своё время. С моей точки зрения, он вообще драматург будущего. Ведь он мечтал о временах, которые и по сию пору не наступили. Помните, в «Доходном месте» Жадов говорит: «Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного».
– А дальше?
– Второй вечер был посвящён Марии Осиповне Кнебель, которую я считаю знаковой фигурой для отечественного театра. Она получала основы мастерства из рук Станиславского и Немировича-Данченко. Для меня она не просто педагог, она Мастер. Мы были знакомы с 1943 года. В 48-м я пришёл в ЦДТ, а она – в 50-м. Именно ей я обязан тем, что стал тем, кем стал. Мария Осиповна дала мне роль Молчалина, а потом – Чацкого. Для молодого актёра это была отличная школа. Она же направила на педагогический путь, в конце 50-х я начал преподавать в студии при ЦДТ. Она же вывела в режиссуру. К сожалению, о ней сейчас редко вспоминают. О родном театре тоже непременно буду рассказывать.
Беседу вела