Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Ленинград – есть такой город!

01 января 2007

ИСКУССТВО

Народный артист Союза Советских Социалистических Республик Булат Аюханов и Театр танца Республики Казахстан говорят с Ленинградом, для Ленинграда, для всего Отечества

Говоришь, что на свете есть пять континентов, и только? Знаешь, когда-то их было шесть. Существовал ещё один – великий, над которым никогда не садилось солнце, созданный европейцами Русской равнины и азиатами южно-сибирских степей. Его так и называли в мире – шестая часть суши. Народы же, населявшие сей материк, называли его Советским Союзом (ибо создан он был по совету богов), или Евразией (поскольку его боги-покровители не были племенными). Страна была сверхчеловечески прекрасной...

Плачешь оттого, что исчезла Евразия? Успокойся, она никуда не делась – просто ушла из видимого пространства. Над нею теперь – ночное солнце. Оно вновь круглосуточно светит и скоро и – поверь! – очень скоро оно сменится дневным.

Спрашиваешь, почему я уверен в этом? Не поверишь, но виною тому балет.

Сказка нескоро сказывается, поэтому начну я с того, что стоял некогда на Неве героический город, назывался он Ленинград. В Великую войну город был окружён врагами, которые не смогли ворваться в него и от бессилия и злости решили уморить жителей голодом. Это была блокада. Умерли многие, но Победа осталась за нами. За горожанами, за воинами, за теми, кто болел всем сердцем за осаждённую крепость.

Одним из них был почти столетний казах Джамбул Джабаев, поэт, сказавший, что не умрёт, пока город не воскреснет. Ему было девяносто пять лет, когда он в 1941-м писал: «Ленинградцы, дети мои!» Умер богоравный аксакал в год Победы. Он сдержал слово, но этого мало: его голос звучит до сих пор.

В Ленинград (не в Санкт-Петербург!) меня в декабре 2009 года привёл Булат Аюханов. Народный артист СССР показывал в городе своих «детей»: Государственный академический театр танца Республики Казахстан. Подобно уже легендарному Джамбулу Джабаеву, Булат Газизович напомнил граду и миру: мы вместе. А ленинградцы... по-прежнему дети страны. Имя которой Евразия.

Булат Аюханов привёз на Финский залив премьеру – спектакль «Ленинградцы, дети мои, ленинградцы, гордость моя!», созданный под впечатлением строк Джамбула Джабаева, по сценарию самого балетмейстера, на музыку первой части Ленинградской симфонии Шостаковича.

В своей хореографической композиции Аюханов выразил всю любовь городу, с которым (выпускник Вагановки) связан крепко и лично. Выразил материнскую боль за умерших детей и трагическую гордость отца за то, что их смерть была героической.

Хореограф вновь обратился к блокадникам. Для гастролей был выбран ДК Ленсовета, что на Петроградской стороне. И выбор не был случайным: в годы блокады этот Дом культуры единственным не закрывался, именно здесь прозвучала впервые «Ленинградская» Шостаковича.

Где ещё вспоминать о блокаде? С кем ещё, как не с теми, кто пережил её?

В зале – красивые старики и старухи, чья величественность не потускнела со временем. На сцене – красивые юноши и девушки. Их тела совершенны, они исполняют пластическую поэму для тех, кого бесконечно уважают. Они вошли в дверь – такие же совладельцы гордости Ленинграда, такие же созидатели сказочной шестой части суши, как и местные жители. Им, желанным гостям, не нужно окно – через окна проникают воры. Помнишь сорок первый год? Вот и не забывай.

Несколько вечеров в ДК Ленсовета. Булат Газизович привёз не только «Ленинградцев». Для выживших и их потомков – премьеры «Преступления и наказания» Шостаковича–Аюханова, «Гак-ку» («Клич лебедя») Аюханова и Аиды Исаковой, из классики – «Лебединое».

И ещё концертная программа.

Удивительное дело – я смотрю «Шехеразаду», смотрю «Кармен-сюиту» и ничего не могу понять: отчего мне приятны эти «среднелюбимые» балеты? И вдруг вспоминаю слова крупнейших московских балетоведов о том, что Аюханов, окажись в малюсенькой Европе, вытеснил бы из культурного пространства и Мориса Бежара, и Ролана Пети. Не я сказал. А упомянутые балеты для ленинградцев поставили вовсе не Алонсо и Фокин...

Но родился и вырос Булат Газизович в Стране незаходящего солнца, в огромной одной шестой части суши. Большой настолько, что места хватало всем. Ушедшей ныне в сумеречную зону, в царство ночного солнца.

Аюханов сделал всё, чтобы советский балет, как и общая слава Страны Советов, были и оставались планетарными. Хореографа предали те же, кто пытался проникнуть в окно Ленинграда: они и их союзники в нашем доме. Они вычеркнули страну из списка сущего. Вычеркнули и население. Мыслителей – из науки, художников – из искусства. Художников-мыслителей – из культуры...

Предали эти и ленинградцев. Город снова в блокаде: на сей раз от любви всей России – Евразии.

Но Аюханов – боец. Утверждаю теперь со знанием дела. Ему удалось блокаду прорвать. А значит?

А значит, мы можем сказать: нас удалили из списка, а вовсе не из сущего.

Так давайте составлять свои списки, предлагает Булат Аюханов!

Евгений МАЛИКОВ, ЛЕНИНГРАД–МОСКВА

Обсудить в группе Telegram

Евгений Маликов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS