Ровно восемьдесят лет назад, 17 ноября 1941 г., началась ледовая разведка Ладожского озера, а уже 22 ноября первые 10 машин автотранспортного батальона майора В.А. Порчунова начали движение по Дороге жизни.
Когда над Ленинградом нависла угроза полного окружения, продовольствия в городе, всегда снабжавшемся «с колёс», оставалось катастрофически мало. Костлявая рука голода простёрлась над мирными жителями и защитниками города. Из Ленинградского партийного архива: «На 1 декабря 1941 г. в войсках Ленинградского фронта, действовавших на блокированной территории, болели тяжёлой формой дистрофии 6061 человек… За три месяца части потеряли более 11 тысяч командиров и рядовых бойцов, то есть фактически полную дивизию».
В 1941 году природа была на нашей стороне. Десятиградусные морозы установились уже в первых числах ноября, а 15-го замёрзла и Ладога. После ледовой разведки по ней проложили несколько маршрутов, оборудованных для двустороннего движения, – чтобы увеличить пропускную способность, рассредоточить транспорт, уменьшив его потери от воздушных налётов, и сократить нагрузку на лёд. На каждом маршруте было по два контрольно-пропускных пункта. Отряды боевого охранения днём и ночью контролировали местность, уходя на лыжах на 10–15 км от побережья.
На Ладоге зимы свирепые. Январь 1942 года на Ладоге был исключительно суровым. То ветер 9–12 баллов, то пурга, то тридцатиградусный мороз. Разыгравшаяся стихия по-своему перекраивала трассу, и тогда весь личный состав Дороги жизни – более 20 тысяч человек – поднимался по тревоге. Все, несмотря на занимаемые должности, брали лопаты. От снега очищали 1650 км – почти всю трассу.
Враг хорошо понимал значение этой дороги для осаждённого Ленинграда, юнкерсы, хейнкели, мессершмитты, дорнье днём и ночью бомбили, обстреливали трассу из пушек и пулемётов, охотились не только за колоннами, но и за отдельными машинами. Но господство фашистской авиации над Ладогой было недолгим. За период действия дороги было сбито свыше 500 самолётов противника.
За пять месяцев зимы и весны (1941/1942 годов) по ледовой дороге было доставлено в Ленинград более 360 тысяч тонн грузов, вывезено свыше полумиллиона человек нетрудоспособного населения и 35 тысяч раненых. Вопрос о выживании города с повестки дня был снят.