Выставка Маргариты Юрковой «Космос. Пространство. Люди. Осознание Сотворчества» открылась в Выставочном центре МОСХ на Беговой.
Название авторского проекта звучит, конечно, с претензией, но идея проста: нам незачем быть толерантными, потому что все мы земляне. Человек, сознавая себя сотворцом универсальной гармонии мира, понимает, что от него зависит будущее цивилизации.
Выставка-акция посвящается космическому человеку Леонардо. Юркова называет свой проект художественным, гуманистическим, морально-этическим. Фигура Леонардо да Винчи здесь, на мой взгляд, достаточно условная. Из всех эпитетов в этот контекст смело можно вставить лишь первый. Всё остальное идёт с оговорками. Ведь наряду с тщательной прорисовкой желудей, драпировок и черепов в поперечном сечении Леонардо изобретал оружие. Служил не только миланскому герцогу Лодовико Сфорца, слывшему воплощением многих добродетелей, столь необходимых государственному мужу, но и коварному и жестокому Чезаре Борджиа, который сделал его своим главным инженером.
Но не будем о грустном. Мы же не в разведку собираемся, а в космос летим. К тому же великий художник всё-таки от тирана ушёл, когда тот убил его друга. Хаос человеку на то и дан, чтобы в космос его преобразовать. По большому счёту к каждому творцу гегелевский «античный» тезис можно приложить: идея им даётся ровно настолько, насколько нужна для оформления их материи, то есть телесности.
Маргарита Юркова окончила Строгановку, с 1973 года – член Союза художников России. Её скульптура, живопись и графика находятся в Государственном музее декоративно-прикладного искусства, в музеях-заповедниках «Кусково» и «Царицыно», в Ярославле, Норильске, Ереване, в частных коллекциях в России и за рубежом. Для неё слово «космос» звучит как полифония. Это не только устройство мира вообще, но и устройства внутреннего мира любого человека, и у каждого из нас есть возможность стать легче, невесомее: впустить в себя божественный эфир, который, конечно же, вытеснит «темноту мясную».
Иногда художница приглашает в проект людей с ограниченными возможностями. В прошлый раз на Беговой выставлялись картины мальчика, больного лейкемией, рисует он с двух лет. Кстати говоря, Леонардо да Винчи, воплотивший в своей жизни и творчестве идеал «всесторонне развитой личности», с детства страдал правосторонним спастическим гемипарезом, одной из разновидностей ДЦП. Он хромал на одну ногу и не мог пользоваться правой рукой, поэтому писал и рисовал левой.
В этом году среди участников «космической выставки» – скульптор, магистр изящных искусств Фрэнк Вильямс, американец, который уже 16 лет живёт в России, итальянский художник Мельхиоре Наполитано, московский хирург Александр Казаков (тут хорошо подхвачена леонардовская тема с его любовью к скальпелю), известная художница по стеклу Ольга Победова, есть даже гусляр Павел Лукоянов. Так или иначе, Леонардо выскакивает из работ сотворцов. Чтобы это понять, достаточно посмотреть хотя бы на картину Александра Казакова «Поддержка», где, как звенья, сочленены псевдоквадратные «позвонки», похожие на иллюстрацию цепной передачи Леонардо.
Если психологи склонны искать в каждом взрослом ребёнка, то Юркова в каждом найдёт ребёнка-индиго. Этот термин, как известно, ввели в лексикон люди паранормальные, обследовав ауру необычных детей. Правда, что такое аура, никто точно не знает. Но раз она у каждого своя, то пусть и космос будет у каждого свой. Но для Юрковой, уточним, космос – это не только метафора. Подхватывая идею Дмитрия Менделеева, что в XXI веке человек научится общаться с ноосферой и единственным каналом общения будет интуиция, она считает, что сейчас не время постигать мир логически. Всё равно не получится. Маргарита, впрочем, прошла и атеизм, и православие. Но всё это её, увы, не греет. Тем более что биосфера, по её убеждению, порядком изношена, отсюда все наши социальные и природные катаклизмы. Если вы думаете, что Юркова – нездешняя, ошибётесь. Она очень земная, но закон всемирного тяготения над ней не тяготеет, скорее – наоборот. Чем больше он старается прижать её, тем сильнее cказывается в ней «космический» противовес.