Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Леонид ЛЕОНОВ: Наше ремесло близко ремеслу следователя

01 января 2007

ШТУДИИ

Алксандр КАРЗАНОВ60–70-е годы пролетевшего столетия… Комсомол и Союз писателей искали новые возможности помощи молодой литературной поросли. Работа главным редактором издательства «Молодая гвардия» счастливо ввергла в круговороты этой жизни. Осталось в блокнотах немало поучительного и, верую, неустаревающего. Предлагаю вниманию читателей «ЛР» кое-что из записей бесед разных лет и по разным поводам с Леонидом Леоновым. Разбивка на главки и названия к ним – мои.

Секреты литературной технологии

Я пишу очень мелким почерком. Меня даже Горький упрекал за «микробный почерк». А потому так пишу, чтобы перед глазами был значительный отрезок изложенного – и тогда я неотрывно осмысливаю всю логику эпизода и насколько правильно вживил детали. 

Переписывать, переписывать по многу раз! Надо научиться переписывать произведение. Это помогает довести свой замысел до логичной ясности и законченности. 

Железный режим! Работоспособность, здоровье… Если это важно для спортсмена, так для нас – вдвойне. 

Пишу только от руки. Глаз – всегда барин, а рука – чернорабочий. Когда водишь пером да обязательно несколько раз переписываешь, так лень перетаскивать с места на место лишний груз. 

Я давно вытвердил наизусть совет француза Жюля Ренара: «Литературу могут делать только волы. Самые мощные волы – это гении, те, кто не покладая рук работают по восемнадцать часов…» 

Ремесло писателя мне кажется весьма близким к ремеслу следователя. Нужно уметь обследовать избранный тобой пласт жизни во взаимодействии всех процессов и затем представить публике материал так, чтобы он легко усваивался, был убедителен, чтобы читатель сам подошёл к правильному выводу, не притягиваемый туда на арканах прописей, чего русский читатель страсть не любит.

Секреты идейности и убеждений

Страшно, когда пишут и не думают о своём народе. Страшно, когда пишут и не думают о своей ответственности за историю своей страны. Страшно, когда главный принцип нашего ремесла – самовыражение – хотят увести от настроений современников, не наследуя опыт предков. 

Чувство локтя – это горизонтальное чувство единения общества. Одновременно обязано быть чувство единения по вертикали – от поколения к поколению. Сегодня такая вертикаль разрушена. 

Настоящий писатель рождается только из настоящего человека, а настоящий человек – это производное от сердца, ума и гражданской совести. Это любовь к своему народу. Это убеждения, что нужно от литературы не получать, а давать. 

Беда молодых литераторов – ограниченность кругозора. Надо понимать, что среди ваших читателей всегда найдутся те, кто знает больше вас и понимает жизнь лучше вас. 

Когда молод, хочется стать писателем человечества. Но невдомёк – гений становится общечеловеческим творцом, если он пишет для своего народа. Патриотизм! Для своего народа живём. Для своей страны пишем. 

Сегодня очень усложняется самоосознание личности и общества, личности в обществе, общества в личности. Зачем живём? Во имя чего живём? Произведение молодого писателя обязано экзаменоваться на знание этих мировых идей. Однако читаю многих и не вижу отзвуков таких идей. 

Если нынешний молодой писатель пишет о любви, то хочет как можно быстрее преодолеть время от первого взгляда до окончательного сближения. Гении запечатлевают этот путь как путь трепетных чувств. Данте, Петрарка… И никакой «космический» век – не оправдание пошлости.

Совет растерявшемуся автору

В 80-х годах я взялся за биографический очерк о Степане Нечаеве: декабрист, знакомец Пушкина, первый археолог и музейщик поля Куликова, к концу жизни действительный статский советник и деятель, близкий императрице Александре Фёдоровне, женат на дочери обер-прокурора Синода и прочее. По тогдашним установлениям «неподъёмная» для печати личность. Иду за советом к Леонову. Выслушал:
– Обязательно пиши... Но будь при этом как бы следователем по особо важным делам. Одни скажут следователю: «Ваш Нечаев герой отрицательный: одно слово – сановник, вельможа! Осудите его!» Другие скажут: «Нечаев положительный герой – он декабрист! На пьедестал его!» Следователь же в любом случае обязан все разысканные факты не только внимательно изучить. Он обязан сопоставлять и соотносить эти факты... История России всегда являлась сложным явлением – прогресс, свобода, истина, освобождение давались нашему народу тяжко, трудно, в мучительных поисках...
Очерк «Пропавший без вести декабрист» выдержал несколько изданий; в последний раз я включил его в книгу «Перстень с поля Куликова. Хроника шести судеб».

Советы издателям

Как же много нынче бездарно изданных книг. Жалко что этой экзекуции прежде всего подвергаются молодые писатели. Вот тебе и изящная словесность! Работая в «Молодой гвардии» и директорствуя в лучшем тогда издательстве «Художественная литература», не раз слышал и использовал советы Л.М. Леонова. Избираю самые афористичные. (Для дотошных читателей сообщу, что лучшим изданием он считал «Евгению Ивановну» с рисунками В. Ватагина – изд. «Современник», 1973 г.) 

Поля побольше. Поля – рессоры книги. 

Рисунок, иллюстрация – подсказка читателю. 

Художник что делает для книги? Делится своими размышлениями о прочитанном. 

Издание – никакой роскоши! Но хорошая бумага и хорошая корректура. 

Записал Валентин ОСИПОВ, член Высшего творческого совета Союза писателей России, лауреат Всероссийской Шолоховской премии

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS