Сивилла космическая: Стихи. Миниатюры. Эссе. – М.: Издательство «МИК», 2008. – 324 с.: ил.
Помню, как шестнадцатилетним подростком, поступив в медвуз, одновременно записался в областную публичную библиотеку и, быстро освоившись в этом удивительном особом мире, погрузился в чтение (обладание) редчайших изданий конца позапрошлого – начала прошлого века.
Особенно восхищали роскошные поэтические издания порой с неразрезанными страницами, которые я разрезал – за неимением бронзового ножа или такового же из слоновой кости – обыкновенной пластмассовой расчёской...
Эпоха практицизма и бытового минимализма не только отучила нас, читателей, от «воздуха» вокруг каждого отдельного стихотворения на странице, но даже приохотила к набору стихотворений друг за другом, впритык. Особенно, когда каждую бумажную пядь стало необходимо оплачивать, и чаще не из кармана мифического и недосягаемого спонсора, а из собственного.
Что уж тут говорить об иллюстрациях! Худо-бедно детские книги ещё как-то украшены, существуют (весьма эпизодически и экзотически) подарочные издания мировых классиков, но сам вид красочно оформленной поэтической книги исчез или близится к полному исчезновению, как уссурийский тигр или розовое фламинго.
Тем неожиданнее появление книги Риммы Чернавиной «Сивилла космическая». Роскошный альбомный том с ляссе, в цветной суперобложке, заключённый в ещё более стильный футляр. Раскрыв книгу, обнаруживаешь фигурно завёрстанные стихотворения и прозаические тексты в обрамлении чёрно-белых иллюстраций, контрапунктом через которые проходят еще и цветные воспроизведения работ Михаила Шемякина.
Чернавиной с читателями явно повезло; только в этой книге находим посвящённые её многолетней работе не просто доброжелательные, а восхищённые отзывы того же Михаила Шемякина, поэта Генриха Сапгира, актёра и отчасти поэта Валентина Гафта, наконец, доктора философских наук, заведующего кафедрой эстетики философского факультета МГУ Евгения Яковлева.
Шемякин краток и, может быть, уже от этого обезоруживающе прав: «Стихи Риммы Чернавиной тонкие, изящные, рафинированные. Но главное, что в них – глубина мысли и так необходимая большому искусству – тайна».
Сама Римма в своих эссе наметила пунктиром болевые точки вызревания своего необычного дара. Он не имеет ничего общего с распространённым сегодня коммерческим воспроизводством жизнеподобий, не важно в стихах или в прозе. Он – просто часть природы, сама природа in statu nascendi.
Думается, читателя тоже чаще всего не интересует вопрос о том, что является источником труда любого художника. В нашем случае – художника слова. Замечательный американский исследователь Льюис Хайд в своём труде «Дар» великолепно развил постулат разделения любых творений на выработанные усилием профессиональной воли и на полученные в дар.
Действительно, главнейшей составляющей любого творческого труда является не столько само творение, сколько призвание к такому творению, призыв музы, обращённый к художнику. Ни мольбами, ни напряжённым высиживанием, ни тем более деньгами этого не приобретёшь. Сегодняшние графоманы даже с очень толстыми кошельками, покупающие себе место на газетных и журнальных страницах, порой даже создающие книжные издательства в угоду своему тщеславию, никогда не добьются того успеха, который выпадает на долю редких литературных самородков.
Книга эта уникальна ещё и потому, что целое всегда больше, чем простая сумма его частей. Стихов, эссе, чёрно-белой и цветной графики.
Здесь при желании можно вычленить и последовательный дневник идентификации, и осознания себя (не закавычиваю, хотя и это – цитата из Р. Чернавиной), и цепь любовных историй, и метафизический экскурс в будущее-прошлое, как в стихотворении «Из другой жизни»:
Ветка багульника…
И зацепившийся за неё блеклый листок
Хризантемы…
Ненужный и чуждый…
Лепесток из другой жизни.
Полностью оригинальная графика шрифтов, увы, невоспроизводима, тем более – композиционная вёрстка.
В какой-то степени к автору книги «Сивилла космическая» можно отнести нижеследующие строки Джозефа Конрада, описывающего художника Орфея, спускающегося в глубины собственного «я», чтобы отыскать там пределы своего призвания: «Его призвание обращено к нашим, не столь сильно выраженным способностям: к той части нашей природы, которая – из-за грубых, как на войне, условий бытия – по необходимости становится невидимой, прячась за жёсткими оборонительными качествами – как бренное хрупкое тело прячут внутри стальных доспехов…»
Вполне символично, что на лицевой стороне суперобложки мы находим фото автора в золотистом платье-скафандре со шлемом мифической воительницы-пророчицы. Замечу, кстати, что дизайнер книги Нина Пескова внимательно и бережно оформила этот неординарный и экстравагантный книжный проект.
Меж тем догадки поэта, пророчества, порой внешне совсем неавантажны: «Мне красота явилась В детстве. Я поняла её в цветке. Была пронзительной догадка – Цветок…» («Прозренье»). Но торжественность и алчность последующих прозрений куда грубее и материальнее, заставляет вспомнить по аналогии признания Уолта Уитмена, который однажды заметил в молодости: «Найдётся ли в моём сердце больше сострадания, чем у кальмара или моллюска?»
Поэт отвергает пассивность, вроде бы от века полагающуюся по ролевой функции женщине, её жизненная энергия поразительна, она не хочет отдаваться праздности и постоянно творит новые реальности, творит-выковывает жизнестойкую душу космической воительницы.
И она не жестока, она жёстко добра. Творчество для Чернавиной – воистину хлеб насущный, и она с поразительной щедростью дарует его всем жаждущим духовного насыщения.
Кстати, в заключение для полноты впечатления помимо текстов самого поэта ещё раз отсылаю к отзывам поименованных выше поклонников её дара. Е. Яковлев подметил, что автор книги – «поэт с глубоким архетипическим подсознанием, что позволяет ей проникать в такие слои бытия, о которых она, возможно, и не имеет рационального представления. В. Гафт поразился: «Почему я считаю её великим поэтом? На это нет ответа», и всё-таки довольно долго пытался найти подходящий ответ. Г. Сапгир чуть ли не позавидовал: «Женский стрекозиный взгляд, устремлённый на случайные причудливые детали бытия».
Ваш покорный слуга тоже увидел в Р. Чернавиной верность призванию жрицы космического Слова, великого Искусства, бесконечно чарующей нас необыкновенной притягательной силой искреннего самораскрытия и мощного воображения одновременно.
Свежий номер Литературной газеты Литературная газета Подписаться на Литературную газету Подписаться на ЛГ ЛГ Литературка Читать Литературную газету Литературка онлайн ЛГ онлайн Подписка на ЛГ Книжный магазин Купить книги Заказать книги Купить книгу