Подступили холода, а воспоминания о Летних балетных сезонах, которые вот уже в 21-й раз прошли в Москве, наполняют душу теплом и радостью. А всё потому, что вкус не изменил устроителям этого ставшего привычным и любимым для москвичей и гостей столицы праздника балета.
Интересно, что публика, жаждущая насладиться классикой, приходит на балетные спектакли как-то по-особому одетая. Нигде я не встречала такой женственности и элегантности у девушек и дам зрелого возраста, как на Летних балетных сезонах. Многие появляются в изысканных туалетах, вечерних платьях. Про маленьких девочек и говорить нечего: они все – сказочные принцессы.
Сезоны традиционно открылись в помещении РАМТа «Лебединым озером», и честь эта была отдана Марийскому театру оперы и балета имени Эрика Сапаева. Несколько лет назад его балетная труппа покорила зрителей столицы прекрасными солистами, великолепным кордебалетом и неординарностью решений. Чтобы поговорить с Константином Ивановым, художественным руководителем этого театра, который является ещё и министром культуры, и председателем Союза театральных деятелей Республики Марий Эл, и постановщиком балетов, «ЛГ» пришлось переждать толпу поклонниц, окруживших его после спектакля.
– Константин Анатольевич, как вы справляетесь со всеми своими обязанностями, да ещё и выступаете в главной партии Хана Гирея в балете Асафьева «Бахчисарайский фонтан»?
– Если не гонят, значит, нормально справляюсь, – весело улыбнулся он.
– Что значит для вашей балетной труппы приезд в Москву?
– Очень много. Мы в 15-м и 16-м годах выступали в Летних балетных сезонах и прошли с успехом. Последний приезд дал артистам возможность показать своё сегодняшнее творчество и встретиться с новым зрителем. Зал всегда полон, и мы рады, что пришлись, как говорится, по вкусу московской публике. Есть те, кто приходит на наши спектакли по нескольку раз. Приятно также, что у нас побывали все балетные критики Москвы. А главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская дважды увидела «Бахчисарайский фонтан», так как раньше приезжала ко мне в Йошкар-Олу на премьеру, что тоже о многом говорит: она не пойдёт ещё раз на то, что ей не нравится. Кстати, спектакли, которые мы привезли сейчас в Москву, – мои авторские постановки. Думаю, и критикам и публике всегда интересен новый подход к классике, который заставляет думать, сравнивать, сопереживать.
* * *
Стоит ли говорить, что для балетоманов Москвы встреча с полюбившимся коллективом из Марий Эл стала настоящим подарком. Так же как и впервые выступившая в Летних балетных сезонах на сцене РАМТа балетная труппа Московского театра имени Наталии Сац, показавшая в один из вечеров сразу три шедевра: «Шопениану», «Шахерезаду» Николая Римского-Корсакова и «Половецкие пляски» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь».
Пожалуй, каждый коллектив, принимающий участие в Сезонах, старается чем-то удивить и порадовать публику. Например, Русский классический театр балета п/р Валентина Грищенко всегда отличался выдумкой и юмором. В его спектаклях помимо слаженного кордебалета и интересных солистов есть ещё и уникальные моменты, которые поражают и восхищают зрителей. В «Жизели», например, это охотничьи борзые собаки, в «Дон Кихоте» – роскошная белая лошадь и крохотный ослик, на которых выезжают во время народного праздника Рыцарь печального образа и его сподвижник Санчо Панса. Но главное, что публике доставляет радость, – это встреча с мастерством и обаянием солистов. Сюрпризом нынче стала Лилия Орехова, которая блистала в партии Китри в «Дон Кихоте» и в ролях антиподов – Одетты и Одилии – в «Лебедином озере».
Мнение о спектакле Национального классического балета п/р Анны Нехлюдовой мне удалось узнать у одной из зрительниц.
– Нам повезло: мы увидели в исполнении этого коллектива две потрясающие истории, – ответила на мой вопрос врач Людмила Володько. – Первая из них – «Кармен» Жоржа Бизе, где главную героиню исполнила Марианна Чемалина, солистка Чувашского театра оперы и балета. Это был шок! Высокая, статная, пылающие страстью глаза, чёрные как смоль волосы. А ещё какой-то особый шарм и великолепная пластика! Она была так грациозна и артистична! А рядом Хозе и Эскамильо – просто глаз не оторвать. Во втором отделении была «Пахита» Эдуара Дельдевеза, а точнее, финал этого балета – свадьба героини с множеством роскошных танцев – общих, сольных и, конечно, жениха и невесты. Красота была во всём – в музыке, костюмах, движениях, в лицах и фигурах солистов и всех танцовщиков. Это незабываемо!
* * *
Приятно, что в репертуарную афишу Летних балетных сезонов стали входить дневные спектакли для детей. А кроме ставшего привычным в Новый год гениального создания Петра Чайковского «Щелкунчик» зрителям будут представлены уже нынешней осенью и другие балетные спектакли, которые, хочется верить, тоже станут для нас радостной традицией.