Ежегодный летний фестиваль балета – одна из немногих возможностей русской танцевальной «реальности» показать себя зрителю.
Кому не хватает места у Христа за пазухой, оказывается под колпаком у Мюллера, острили пошляки made in USSR, и эту не бог весть какую шутку невольно хочешь повторить, когда задумываешься о Москве и лете, классическом балете и семейном бюджете, принципе «не навреди» в эстетике и ещё многих-многих вещах, которые могут прийти в голову приезжему человеку, уступающему назойливым уговорам малолетней дочки: «Папа, хочу в балет».
Большой театр, безусловно, обладает лучшей балетной труппой в мире, но. Билет туда получить не так чтобы очень просто, во-первых, и не так чтобы очень дёшево, во-вторых. Конечно, пришельцы с «дикого Запада» могут позволить себе раз в жизни посетить этот «самый-самый», и поскольку таковых много, Большой балет без зрителя не останется. Гоняться за публикой он точно не станет – будет спокойно работать в стационарном режиме с нечастыми выездами за кордон в порядке оказания шефской помощи слаборазвитым в балетной отрасли Северо-Американским Соединённым Штатам или, извиняюсь, Канаде. Он велик настолько, что поколебать его величие не может даже современная хореография, а какой-нибудь его двухдневный фестиваль WWB@LLET. RU, принимая провинциальный дэнс-коллектив из Сан-Франциско, может не указывать в качестве рекламной «заманухи» очевидное: «Ни один из участников фестиваля не уступает по качеству русским гастрольным труппам!» Правда, зачастую и не превосходит.
Однако Большим театром русский балет не ограничивается. Более того: он никакой не показатель реальности балетных дел Руси. Он – витрина, вершина непростого организма, топ «пищевой цепочки» русского классического танца. По нему можно судить о прошлом и частично будущем отечественной балетной сцены, но почти нельзя о настоящем. Настоящее – грунт, из которого произрастают выдающиеся коллективы, настоящее – инфраструктура отлаженной подготовки танцовщиков и проката произведений. Настоящее – московские труппы, не входящие в число топ-фирм русского балета, но уверенно сохраняющие общий высокий уровень данной отрасли народного хозяйства. Настоящее – это не только крепкие академические коллективы провинции, но и столичные театры, не имеющие своего дома. Им-то я и посвящаю свои заметки.
Обыкновенно данные театры показывают себя летом. Москва проводит этим временем враз несколько балетных смотров. Освобождаются стационарные подмостки ряда дружественных театров – и вот: то РАМТ приглашает, то «Новая опера». Последняя – уже много лет. Приходят зрители попроще, захаживают балетные специалисты по своим тайным причинам, бывают даже снобы-балетоманы, если афиша обещает.
Зачем? Нельзя ли обойтись лучшим и отправить «малые балетные театры» по гастролям за полярный круг? Или рассадить стационарно по райцентрам необъятной родины? Заманчиво, но, во-первых, эпоха крепостных театров вернулась не полностью, а во-вторых, данные коллективы и существуют почти как гастрольные. Без дома – и лишь по окончании сезона «Новая Опера» предоставляет им сцену. Или в другую паузу.
Посмотреть же есть на что. Возьмём настоящее время. Летний балетный фестиваль в «Новой опере» даёт спектакли двух коллективов: Театра классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва и «Русского национального балета» Сергея Радченко. Первый из них – постоянный участник, второй – ещё утверждает себя рядом с «КасВас» в качестве фестивального партнёра.
На что ориентированы упомянутые театры? На нержавеющую классику родного танцевального искусства. На воспитание зрителя, на эстетически безупречные образцы индивидуальных поисков в рамках родной традиции. На афише – вся классика: «Лебединое», «Щелкунчик», «Спящая». Второй эшелон: «Баядерка», «Дон Кихот», «Жизель». Для гурманов «Коппелия» и советские шедевры: «Золушка», «Ромео и Джульетта», «Спартак». При этом многих ожидает сюрприз: например, «Ромео и Джульетта» в театре Радченко – не балет Сергея Прокофьева, а одноактное произведение на музыку одноимённой увертюры-фантазии Петра Ильича Чайковского.
Это интересно, это необычно. Этого не увидишь в Большом ни за какие деньги.
Или «КасВас», театр, имеющий статус академического государственного, но не имеющий крыши над головой. Его труппа покажет вам привычной только «Жизель», а остальное – исключительно в авторских редакциях худруков театра, Наталии Касаткиной и Владимира Василёва. Хореографов самобытных, чьё творчество давно и прочно заинтересовало специалистов и – будь у театра своё помещение – захватило бы широкую аудиторию. Для этого есть всё: прекрасные артисты, собирающие круг почитателей, уникальные постановки: «Сотворение мира» или «Маугли». Есть традиции работы с выдающимися танцовщиками: достаточно вспомнить, что здесь начинала свой путь фантастическая Галина Степаненко!
Русский балет широк и разнообразен. Он, вспоминая начальную шутку среднего качества, просторен для того, чтобы места хватило всем, ему не нужно стремиться под чей-то «колпак». Даже без «крыши» он способен показывать себя в разнообразии талантов и экспериментов. Пример: завершает данный фестивальный круг «КасВас», эстафету принимает Сергей Радченко. Зритель, посмотревший «Коппелию» первых, может сравнить её с редакцией второго. И в любом случае – утолить тоску по классике.
Не нужно бояться, что исполнение будет «не на уровне». Подобного рода мероприятия балетного братства отличаются ещё и тем, что дают возможность заработать оказавшимся свободными артистам от прошлых до будущих звёзд.
Это интереснее, чем балет из Сан-Франциско, поверьте!