Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Летописцы «красного Манчестера»

01 января 2007

ОБЪЕКТИВ

Леонид Таганов. «Ивановский миф» и литература. – Иваново: Издательство МИК, 2006. – 340 с.

На форзацах книги типичный ивановский пейзаж. Пересекающая центр города река, на поверхности которой в окружении пластиковых бутылок и металлических банок чернеет автомобильная шина, рядом – заросли осоки, а на противоположном берегу, по соседству друг с другом, старые и строящиеся здания, чьи контуры отражаются в затянутой тиной, лишь местами разреженной светлыми пятнами воде. И только там, где подёрнутое облаками небо вдруг обретает голубовато-светлый оттенок, открывается иное измерение жизни…
Так передано художником Е. Панюшкиной содержание книги Л. Таганова, один из главных итогов которой определяется идеей противостояния: «Вопреки всему, в сопротивлении самым страшным обстоятельствам жизни, «ивановский человек» в его лучшем проявлении остался на высоте нравственного, духовного существования». Впрочем, читателю интереснее, конечно, не этот несколько патетически звучащий вне контекста вывод, а живая конкретика – то, на какой основе он возникает.
По признанию автора книги, поначалу она задумывалась как элементарная история ивановской литературы. Но по мере написания всё более ощущалась потребность в стержне, который дал бы возможность показать изначально свойственную ивановским писателям напряжённость отношений с миром, соединить местное и общенациональное, отдельную судьбу с судьбами многих. Таким стержнем стало понятие мифа, трактуемого в данном случае как представление, претендующее на то, чтобы стать жизнью. «В этой книге, – пишет Л. Таганов, – для нас в равной мере важно проследить, как «ивановский миф» воздействует на окружающую литературу и какую роль сама литература играет в создании этого мифа».
Автор книги наблюдает, как на протяжении времени меняются очертания «ивановского мифа». Одна картина – у истоков ивановской литературы, в очерках Филиппа Нефёдова и в повести Василия Рязанцева, назвавших Иваново «чёртовым болотом» и «тихим омутом», в письмах привнёсшего свои штрихи в эту картину, быть может, самого известного местного уроженца Сергея Нечаева, ставшего прототипом Петра Верховенского из «Бесов» Ф.М. Достоевского. Другие контуры возникнут в XX веке, когда воссозданный Нефёдовым образ «чёртова болота» (противостоящий, кстати, распространённой в среде ивановских фабрикантов лестной для них параллели с Москвой: «Наше Иваново – Москвы уголок») сменяется образом «красного Манчестера», «города Первого совета», «красной губернии». Притяжение к этому образу и отталкивание от него определит драматическую судьбу ивановских поэтов и прозаиков 20 – 30-х годов прошлого века. Среди них репрессированный в 1938 году Авенир Ноздрин, бывший председатель Первого совета (того самого, который послужил основой для «пролетарского» извода «ивановского мифа»), Дмитрий Фурманов, Анна Баркова, Дмитрий Семеновский, Николай Колоколов, Михаил Артамонов, Ефим Вихрев…
Л. Таганов показывает, как извечное несовпадение мифа и реальности окрашивает неизбежным драматизмом судьбу прошедших и «незнаменитую» финскую, и Великую Отечественную войны поэтов-фронтовиков, творчество последующих поколений ивановских поэтов и прозаиков. Круг имён громаден, и перечислять их нет смысла. Лучше всего, если читатель сам обратится к книге и почувствует то, что удалось понять и почувствовать её автору, открывающему новые стороны творческой индивидуальности как широко известных личностей (к примеру, причастного к ивановскому пространству К. Бальмонта), так и порой просто неизвестных писателей и поэтов.
Перед нами первое целостное исследование того пути, который прошла ивановская литература от истоков до наших дней. Оно не свободно от некоторых неточностей и субъективных привнесений. Но богатство материала, подчас впервые вводимого в научный оборот (таковы, в частности, дневники Якова Надеждина как явление своего рода «контркультуры» советского времени), личная интонация, отличающая книгу Л. Таганова от привычных «историй литературы», будут интересны не только ивановским читателям, но и тем, кто хочет выйти за пределы бытующих стереотипов и об Иванове («город невест»), и о русской провинциальной жизни. 

Н. КАПУСТИН

Контактные телефоны для заинтересованных лиц – представителей книгоиздательств и книжной торговли: 208-95-24, 208-91-62.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS