Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 мая 2013 г.
Искусство

«Летучий Голландец» добрался до Байкала

08 мая 2013

Премьера оперы Рихарда Вагнера «Летучий Голландец» в год 200-летия автора и в перекрёстный Год Германии в России, в Бурятской опере на немецком языке в обновлённом здании театра в Улан-Удэ, в постановке немецкого режиссёра профессора Ханса-Йоахима Фрая с оркестром Иркутской филармонии – согласитесь, слишком много поводов, чтобы унестись за новыми впечатлениями. Политический аспект в данном случае конструктивен, не давит на художественный результат, а его подстёгивает, создаёт дополнительный резонанс действительно не рядовому для Бурятии событию. Крах мультикультурности как государственной политики в Германии и России ещё не конец культурным мостам. По ним невероятным образом идёт передача важных посланий из прошлого в будущее, из одной точки мира за тысячи километров – в иную, из одной религии – в другую. И Вагнер тут один из первых авторов, помогающих осознать перемещения в вечности: трагизм человеческих страстей, могущество веры, лирический, искупительный свет чувства.

19-11-2.jpgВо время репетиций Ханса-Йоахима Фрая, конечно, возили на Байкал, он выучил наизусть про «Славное море...» и «омулёвую бочку»; постоял немного за штурвалом катера и на мгновение почувствовал себя вагнеровским Рулевым, открывающим оперу. Он напитался видами чудо-озера, и они вошли в сценографию Марии Вольской, и зрители узнают байкальские берега, заливы, кручи. Но помимо внешней изобразительности постановщик декларирует как бы «буддийский» аспект легенды. Он размывает конкретную трагедийность финала (самоубийство девушки) абстрактным растворением героев во времени и пространстве. 

Происходит реинкарнация жертвенной Сенты и проклятого Голландца – они перемещаются в иное измерение. Переход в надмирное бытие не столько дань духовно-религиозной традиции места, но и органичное, вполне вагнеровское художественно-смысловое решение. Грозный клич Голландца сменяется в финале лирическим расплывом, способным вобрать в себя широкий ряд интенций.

Не станем утверждать, что постановка явила на сегодняшний момент музыкальное и вокальное совершенство, что сцена и оркестр под управлением Илмара Лапиньша хорошо слышат и понимают друг друга, что хоры (особенно мужской) доставляют нам радость, отнюдь нет, и т.д. Но высота помысла Бурятской оперы впечатляет. Есть вполне обеспеченные, в чём-то благополучные коллективы (им не приходилось скитаться шесть лет на время реконструкции по домам культуры и клубам), где даже не ставится задача подобной сложности, как поставили в Улан-Удэ. Можно сказать, здесь озабочены своими связями с большим миром оперы, актуальными постановочными тенденциями. Работая в здании сталинского ампира с ленинским и сталинским же барельефами (сохранены как память времени), здесь жаждут выражаться на ином языке. Такая идея развития заслуживает самой горячей поддержки, и не только эмоциональной.

К тому же бурятский «Летучий Голландец» уже сегодня дал две обнадёживающие работы – Мунхзул Намхай (Голландец) и Аюна Базаргуруева (Сента). Думается, они будут развиваться как вокалисты и как актёры вместе с развитием самого театра.
Александр КОЛЕСНИКОВ, УЛАН-УДЭ–МОСКВА

Тэги: Премьера
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Непокорённый

    21.05.2025
  • Побег от реальности

    16.05.2025
  • Письма Победы

    15.05.2025
  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS