По иронии судьбы от нынешнего здания редакции до дома с мемориальной доской великому русскому живописцу – всего сто метров. Практически ежедневно проходя мимо дома 1-3 по Большому Трёхсвятительскому переулку, видим лишь запустение, грязные стёкла, закрытые наглухо двери да бесчисленных кошек... Не только журналистов «ЛГ» поразило бесстыдство – недавно покрашена нижняя половина фасада. Чтобы, видимо, телевизионная картинка получилась и бравое интервью на фоне отремонтированного здания можно было давать.
К этому дому, на классическую структуру которого наложен декор в русском стиле, а ротонда украшена кокошниками, из разных городов России приезжают поклонники творчества создателя пейзажей настроения, раскрывшего тончайшие состояния русской природы. А могли бы побывать в его музее! Отсутствие его - странная и не объяснимая историческая ошибка.
Фото 1890-х годов |
В столице есть дома-музеи художников Виктора Васнецова, Павла Корина, музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Николая Рериха, Константина Васильева. Недалеко от Москвы существуют музеи И. Шишкина, Н. Жукова, С. Герасимова. В Коломне не так давно открылся музей Михаила Абакумова. И. Глазунов и А. Шилов имеют свои галереи. И скульпторы не забыты – в их мастерских можно увидеть работы Конёнкова, Голубкиной, Сидура.
Почему же обойдён вниманием Исаак Ильич Левитан, жизнь которого в течение тридцати лет была связана с Москвой? Осенью 1873 года он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Через четыре года 16-летний художник здесь получил первую награду. Левитан много работал и за пределами столицы – на любимой Волге, во Франции, Австрии, Италии, Финляндии, в Крыму, но всегда возвращался в Москву. Здесь и умер. В последний путь из дома в Большом Трёхсвятительском его провожали Валентин Серов, Аполлинарий Васнецов, Константин Коровин, Леонид Пастернак, Константин Юон, многочисленные почитатели таланта академика пейзажной живописи. После смерти в мастерской осталось около 40 незаконченных картин и около 300 этюдов.
Какие ещё нужны аргументы для того, чтобы мастерская художника стала его музеем? Историческое здание, имеющее статус объекта культурного наследия федерального значения (!), ветшает с каждым годом. И никаких мастерских молодых скульпторов в нём не наблюдается. Более того, по нашим сведениям, там хранится нехитрый инструмент местных дворников. Бедный Левитан – ему и после смерти не везёт. Да и 150-летие со дня рождения миновало…
___________________________________________________________
«Литературная газета» обращается к власти и культурному сообществу: давайте начинать работу по созданию на базе мастерской художника Московского музея Левитана. За это – убеждены – проголосуют не только жители нашего города, но и России.
«ЛГ» будет информировать своих читателей о развитии событий.