Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 декабря 2015 г.
  4. № 48 (6534) (03.12.2015)
Литература

Либеральная жандармерия наступает

03 декабря 2015

Ярмарка интеллектуальной литературы Non/Fiction прошла по обыкновению весьма блёкло. Участники писательского сообщества, пригретые на «отеческой» груди Роспечати, давно уже не могут предложить читателям ничего интересного, лишь привычно талдыча о нарушении свобод и полицейском государстве. Однако это на поверхности. На самом деле в подготовке выставки её организаторами были применены методы, рядом с которыми любое полицейское государство покажется образцом толерантности. 


В прошлом номере мы публиковали обращение Дмитрия Лобанова об отказе в участии в Non/Fiction возглавляемому им издательству «Книжный мир». Сейчас нам стало известно, что не допущено было также издательство «Алгоритм». Не потому ли, что книги, выпускаемые этими издательствами, ориентированы на просвещённых интеллектуалов-государственников? Всё это нельзя квалифицировать иначе, как нарушение гражданских свобод, как попытку попрать демократические устои нашего государства. Удивительно (хотя давно уже и неудивительно), что выставку патронирует Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, которое первым должно следить за соблюдением законности в проведении культурологических мероприятий. Просим считать обращение Дмитрия Лобанова и данный текст заявлениями в Генеральную прокуратуру РФ.


Почётным гостем международной ярмарки была не отдельная страна, а целый язык – испанский, с его могучей литературной традицией – от Сервантеса до Кортасара.

Два этажа ЦДХ приютили свыше двух сотен больших и малых издательств, от монстров книжной индустрии до полумаргинальных типографий, хотя, стоит заметить, последних было гораздо меньше, чем на сентябрьской ММКВЯ. Работали тематические площадки, среди которых особый успех снискала детская.

В остальном обошлось без сенсаций. Смотр документальной литературы мало чем отличался от «большой» ярмарки на ВДНХ: «тех же щей, да пожиже влей», как говорится.

Традиционно, как старый маяк, выдерживал натиск людской волны стенд «Молодой гвардии» – биографическая линейка издательства пользуется стабильным успехом. Предсказуемо перетягивали одеяло на себя стенды «Эксмо» и «АСТ», мобилизовавшие для успешной торговли своих пишущих «звёзд» – и неважно, что перед читателями выступали в основном беллетристы, главное, чтобы тиражи расходились. Под ружьё взяли всех: не только старую гвардию – Улицкую, Радзинского (новеллизация очередного телецикла) и Веллера, но и новобранцев – Гузель Яхину с её прозревшей «Зулейхой» в очередной раз объявили «открытием» и «Прилепиным в юбке». Сам же Захар на ярмарку прибыть не смог, сорвав тем самым заявленную «дуэль» с Еленой Котовой, – видимо, график концертов и телеэфиров не позволяет.

Подопечные Елены Шубиной рассредоточивались сразу по всем залам и закоулкам ЦДХ. Зарекавшаяся больше не браться за романы Людмила Улицкая вновь обратилась к семейной саге, её «Лестницу Якова» уже поспешили назвать главным литературным событием года, позабыв, что пару месяцев назад «самым громким дебютом» была книга Яхиной, а «романом года» – прилепинская «Обитель». Впрочем, маркетологи всего лишь делают свою работу, выпускники «фабрики звёзд» Елены Шубиной – свою. В очередной раз Улицкая бесстрашно вздыхала над несчастными советскими людьми, над молчащим и врущим поколением, всю жизнь скованным страхом, которому до сих пор приходится с каждой трибуны втолковывать, каким страданиям он подвергался после революции.

Александр Кабаков с упоением живописал ужасы коммунизма: пэтэушники плакали из-за отсутствия нормальных джинсов, а закат советской власти начался с дефицита туалетной бумаги, которая якобы поощряет индивидуализм, чуждый советскому обществу. В том же ключе Кабаков размышлял над исчезновением красной рыбы даже из распределителей, после чего перешёл к классике: как можно забыть седьмой том из коричневого девятитомника Бунина, ведь именно в нём – «Тёмные аллеи».

Услышать дуэт Буйда–Попов гостям ярмарки не пришлось. Юрий Буйда, «один из самых самобытных» отечественных прозаиков (вспомнят ли с ходу щедрые на лестные эпитеты ведущие название хотя бы одного из его романов?) отсутствовал, отдуваться остался Евгений Попов. Его представили как самого весёлого анархиста советской литературы, который подрывал её эстетические устои, преследовался КГБ и вообще был одним из организаторов скандального альманаха «Метрополь». В общем, бунтовщик похуже Пугачёва. Однако высказывался он вполне благонадёжно: правильно, что в Год литературы государство помогает возить писателей по городам и весям, от таких вояжей польза всем.

Повторим, сенсаций не было. Дмитрий Быков в очередной раз представлял новую книгу. На этот раз он был не автором, но составителем. «Школа жизни» – сборник подростковых страшилок и анекдотов –продолжает проект воспоминаний о детстве, начатый ещё два года назад Улицкой. Выступая на пару с Евгением Ямбургом, Быков не удержался и от фирменных громокипящих обобщений: мы вернулись в застой – кругом двойная мораль, полусонное ничегонеделанье, враньё – и это оптимальное состояние для россиян. Интересно, в Штатах, куда г-н Быков наезжает с лекциями, он вместо разговора о литературе так же учит американцев жизни?

Философ-энергоэволюционист Михаил Веллер представил своеобразный в жанровом отношении опус «Наш князь и хан», в котором смело переосмыслил историю Московской Руси, и пусть его книга «неожиданна», «интригует» и «шокирует» читателя, однако это не добавляет ей ни художественности, ни документальности.

Шеф-редактор «РИПОЛ-классик» Юлия Качалкина, которая обещала порекомендовать что-нибудь новое из современной русской прозы, долго рассказывала о спаде продаж «художки», о книжных продуктах под маркой «Редактор Качалкина» (надеюсь, нас не постигнет нашествие «фамильных редакций»), а затем ненавязчиво предложила любить и жаловать своих же авторов – Дмитрия Данилова и Оксану Даровскую.

Собственно, магистральным направлением нон-фикшен на ярмарке так и не стал. По-прежнему несут с базара если и не «милорда глупого», то уж, во всяком случае, литературу скорее развлекательную, а не познавательную. Усилия организаторов разбавить пул «премиальных» авторов учёными мужами пропадали втуне. Едва ли организованный главой «Ад Маргинем» А. Ивановым приезд французского экономиста Томаса Пикетти, автора претенциозного «Капитала в XXI веке», перевернул сознание москвичей, тем более что встреча велась не на русском языке, а наушники для перевода выдавались по паспорту. Да и вряд ли Жорж Нива может отобрать хлеб у Людмилы Сараскиной – как бы ни восхвалял Солженицына швейцарский славист, а наших исследователей по части панегириков «вермонтскому изгнаннику» не переплюнет.

Нашлось место на ярмарке и «Ельцин Центру», привлекавшему посетителей зарубежными и отечественными биографиями первого президента, книгами о Шушкевиче и Горбачёве, штудиями о торжестве демократии в 90-х и советских репрессиях. Примечательно, что этот центр является официальным партнёром «Русской премии», которой отмечаются русскоязычные писатели, живущие за границей. Все ли помнят, что именно стараниями Ельцина русские оказались самым большим разделённым народом? Миллионы русских остались за пределами России, и далеко не у всех есть возможность заниматься творчеством, многие по-прежнему бьются за элементарные гражданские права.

На ярмарке озвучили итоги Всероссийского конкурса «Самый читающий регион». Почётным званием «Литературный флагман России» жюри решило наградить Ульяновскую область. Интересно, какими инновационными методами руководство регионов добивалось повышения доступности чтения? Местными конкурсами?

Мероприятие, призванное поддерживать интеллектуальную литературу, усилиями его устроителей превращается даже не в ярмарку либерального тще­славия, а в поминки по здравому смыслу: несменяемый хор антисоветчиков, заходясь в плаче по 90-м годам, стремится заглушить всех инакомыслящих.


Тэги: Литературный процесс
Обсудить в группе Telegram

Владимир Артамонов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Читатель ничем и никому не обязан

    16.10.2018
  • Восторг открытий, пиршество ума

    20.06.2018
  • Родовое гнездо гения

    13.06.2018
  • Белые акации и летающие книги

    13.06.2018
  • Хорошо воспитанный дипломат

    13.06.2018
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Дьявол прячется в деталях

    349 голосов
  • Спасём наш союз!

    327 голосов
  • Не люблю иллюзий!

    174 голосов
  • Мы ждём перемен

    172 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS