Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Личная жизнь

01 января 2007

ОБЪЕКТИВ

Виктор Пронин. Выигрывать надо уметь: Рассказы. – М.: ЭКСМО, 2006. – 432 с. – (Серия «Чёрная кошка»). 

Давно уж среди бесчисленного количества авторов (в основном женского пола), пишущих ныне боевики да детективы, приметил я для себя Виктора Пронина. Он, на мой взгляд, занимает совершенно особое место в этом жанре.
Горько мне делается, когда думаю о нём, столь ныне популярном, нагло и пышно разросшемся на ниве нашей литературы, словно неискоренимый сорняк!.. Ни характеров, ни психологической основы развёртывания сюжета, ни подлинного и художественно впечатляющего владения языком. Оттого не покидает меня ощущение, что бесчисленные эти авторши, всё умножающие неустанно свои ряды, жаждут, в сущности, лишь одного – коммерческого успеха. Не продаётся вдохновенье (подлинный талант, заметим, тоже), но можно рукопись продать… Ни вдохновения, ни таланта в помине нет, но рукописи неизменно – налицо.
Оттого столь выделяется и привлекает к себе Пронин. Подлинной серьёзностью, неравнодушием к своим героям, тщательной и какой-то трогательной их опекой, дабы не оступились они, не наделали второпях и сгоряча непоправимых ошибок. Естественности, органичности повествования это ни капли не мешает, поскольку в произведениях Пронина всегда ощущаются подлинность жизни, её простой и реальный замес, взятый автором явно не напрокат, не из книжек… Свой, личный, выстраданный, многажды обдуманный опыт хорошо виден и подкупает.
Это подлинно мужская проза человека, тёртого жизнью, видевшего многое и всегда ищущего в этом многом основу, внутренний закон, который един способен организовать, выстроить достойную жизнь, прожив которую не стыдно будет помирать…
С таким багажом, таким инструментарием одинаково сподручно писать что роман, что рассказ. Да и разница-то меж ними не так уж велика, коль вдуматься! Хороший, настоящий рассказ по сублимации всего, что в него заложено, по глубине мысли, по неожиданности внутреннего поворота, на которые столь щедра реальная действительность, внутренне очень недалёк от романа, и написать его вовсе не проще, а скорее, даже труднее – каждое лыко в строку, не забалуешься!
Пронин и писал такие рассказы, они вошли у него в двухтомник (1998), в небольшие сборники, но полностью, широко и щедро он раскрыл свои возможности в этом жанре, издав книгу «Выигрывать надо уметь».
Предметному и тщательному, подробному рецензированию книга в тридцать с лишним рассказов не поддаётся, и потому, вероятно, в данном случае надо, скорее, говорить о вещах изначальных, принципиальных и основополагающих. Попробую…
В сборнике несомненно внутреннее единство подхода к жизненным явлениям, взгляда на них, оценки, приятия и неприятия. Всё это – от самого Виктора Пронина, каков он есть, как мыслит, считает, что любит и принимает, а что отвергает… Мне легко говорить об этом, поскольку я знаю автора не первый день и год, давно и хорошо знаю. Но всё дело в том, что читатель, ни в малейшей степени не обладающий подобным знанием, обязательно почувствует, я уверен, пронинское это присутствие, делающее книгу и подлинно авторской – не спутаешь с иными! – и по-настоящему цельной, и внутренне очень весомой.
Сборник, на мой взгляд, вполне мог и, может быть, даже должен был носить иное название – «Личная жизнь», а вовсе не это броское, малопонятное и интригующее (скорее всего, фирменная «фишка» ЭКСМО!). «Выигрывать надо уметь».
Речь всё время об этом: о жизни человеческой, о том, как она идёт, длится, видоизменяется, постепенно выцветая, выгорая внутренне, пока не останется от неё, единственной, лишь «немного дыма и немного пепла».
Пронин печально и мудро знает, что наше земное существование розно, неоднородно, и по-настоящему ярко, жадно и наполненно мы живём недолго, меж двадцатью и тридцатью, тридцатью пятью годами, а далее лишь длим инерцию, постепенно затухая внутренне и всё острее, всё печальнее помня о той и уже ушедшей поре подлинной жизни.
Эта мысль – не из дежурных, не из бросовых, напрокат её не возьмёшь, а коли и ухватишь где-то, подсмотрев, то не сумеешь воплотить, как надо, органично и впечатляюще – всё будет видно, что не своё, ворованное…
У Пронина же она – живая, постоянная и очень дорогая. Она бьётся в повествовании подранком, горячо и мучительно дышит. Она входит в сам состав авторской речи, в слова, в интонацию.
«Он чувствовал эту старость, она ходила под окнами. Неожиданно повернув голову, он иногда встречался с ней взглядом. Старость смотрела на него улыбчиво и терпеливо. И тогда он делал вид, что ничего не замечал» («Личная жизнь»).
Вслушайтесь: это про всех нас, это – про каждого, коли он неглуп, наблюдателен и внутренне честен… Когда наступает, приходит такое, то потом и впрямь «ничто уже не будет трогать слишком, до саднящей боли в груди» («Будет что вспомнить»).
Это – звенья одной цепи, мазки общей картины, и интонация здесь тоже одна: мудрая, точная и простая.
Пронин вообще всегда внешне очень скромен и прост в своих вещах, самой их стилистике. Он, полагаю, не держит своей главной задачей изображение плоти жизни, самих её реалий, когда на первом месте – живописная цепкость и зоркость глаза, тщательность деталировки, мастеровитая точность и щегольство эпитета… Он иного жаждет, иным озабочен.
Он хочет познать, понять само русло жизни, её единое ложе, безразмерное, всех принимающее, убаюкивающее, стирающее в конце концов неповторимость индивидуального. Он знает власть и силу этого процесса, этого всеобщего закона и потому так ценит, так любит ту подлинную и горячую жизнь, что некогда была у каждого – никто здесь не обделён.
Он помнит о той жизни, той поре и часто возвращает нам её в своих рассказах… Он словно будит нас тогда, чтобы мы смело вспомнили всё, вспомнили ярко и молодо. По-иному забьётся сердце, душа – пусть на мгновение – вновь станет открытой и чуткой, и жизнь, уже уставшая и седая наша жизнь, вдруг запенится и вспыхнет вторым и щедрым, счастливым цветением… 

Игорь ШТОКМАН

Обсудить в группе Telegram

Игорь Штокман

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS