Собственно, меня в его пространной беседе с ведущей заинтересовал лишь один фрагмент – тот, что касался рассуждений гостя студии о коррупции. Дело в том, что в последнее время в ходе подготовки ряда статей об «астраханщине» – предтече российского чиновного лихоимства – мне довелось весьма близко познакомиться с этой роскошной дамочкой по имени Коррупция, влекущей к себе на яркий свет начальствующих мотыльков. Видели бы вы её без макияжа и шиншиллы, когда она сидит согбенная в углу, наблюдая жадно, как «браслетят» очередного поклонника, бросившего к её ногам свою жизнь!
Вот этот фрагмент быковских откровений.
Быков: (…) Я тоже не в восторге от борьбы с коррупцией. Мне, откровенно говоря, коррупция не мешает абсолютно.
Ведущая: Что, правда?
Быков: Конечно. (…) Я всегда говорил, что коррупция в России – это способ подкупа народа от государства. (Это, пардон, на каком языке – на узбекском, что ли? – Ю.Н.) Я не враг коррупции, я не считаю, что коррупция – это самое большое зло.
Если бы эти слова были произнесены где-нибудь в театре, со сцены, с заламыванием рук и сверканием слегка выпученных от умственной работы глаз, то режиссёр непременно арендовал бы здесь продолжительную паузу, во время которой зритель бы лихорадочно соображал: это что, всерьёз или так, для развода? Я тоже поначалу усмехнулся про себя, ожидая, что сейчас мыслитель наш сделает какой-нибудь изящный словесный кульбит, который всё перевернёт с головы на ноги, но нет – дальше пошли признания в симпатиях к одной известной даме по фамилии Васильева, даме по-гоголевски «приятной во всех отношениях», из которой телевидение сделало даже секс-символ коррупции («Васильева мне вообще очень симпатична – она мой портрет нарисовала»).
Да позвольте, а кому ж она не нравится – такая дебелая, такая блондинистая, такая талантливая – и швец, и жнец, и на дуде игрец, такая сумасшедше богатая! Ведь если верить следствию, то, возможно, за её рубенсовской спиной прячутся где-то миллиарды народных карбованцев… А как представишь себе этот шёлковый халат с павлинами, из-под которого смущённо временами выглядывает упитанная ножка, эти сердюковские домашние тапочки в передней да портрет писателя Быкова на стене – фу, ты, мать честная, аж в пот бросает! Если бы я был художником (ну, не как Васильева – попроще) и задумал написать картину под названием «Пошлость perse», то, скорее всего, многое из вышеперечисленных предметов вошло бы в неё составной частью, может быть, даже оккупировав первый план.
Впрочем, у нас с Быковым совершенно разные взгляды на пошлость. Он, например, счёл возможным в той же радиопередаче объявить пошлостью знаменитую строку из «Писем римскому другу» Иосифа Бродского – ту самую, в которой «…ворюга мне милей, чем кровопийца». И вот наш литературный херувим, стеснённый позолоченной, скорее всего, рамкой, висящей горделиво где-нибудь в прихожей надцатимиллионнодолларовой квартирешки, заподозрил в пошлости не самого себя, не свою очаровательную коллегу по поэтическому цеху, не тупорылых партикулярных вымогателей, а нобелевского лауреата, и творчеством своим, и самой жизнью противостоявшего пошлости во всех её проявлениях!
Тут всё же надо объясниться. Будь наш комический куплетист каким-нибудь лабазником или приворовывающим от тоски чиновником, то эти его пассажи меня бы мало тронули. Я уже слышал речи в защиту коррупции от сверхпродвинутых экономистов, которые предлагали решить дело полюбовно – учреждением спецналога на коррупционные взятки, иначе, мол, всё засохнет и завянет. А тут ещё совсем недавно экс-мэр Астрахани, признавший в конце концов факт получения 10 миллионов «нечистых» рублей от утомлённого вымогательством предпринимателя, сообщил нам радостную новость, что эти деньги ему понадобились для строительства детской футбольной площадки.
Ни суд первой инстанции, ни апелляционный суд, однако, не поверили ему, решив, видно, что в 2018 году мы станем чемпионами мира и без этой его мифологической площадки. Кстати, несмотря на радужные ожидания не согласных с изначальным вердиктом (10 лет колонии строгого режима и полумиллиардный штраф), областной суд укоротил срок лишь на один год, тем самым дав понять, что в Астрахани, а за ней, видимо, и в остальной России отныне и впредь с коррупционерами церемониться не будут. Это ведь только кликуха у неё такая эффектная – Коррупция, а коли перевести на русский, то выйдет «воровство», «жульничество», «грабёж»… Если составить некую условную таблицу наиболее морально мерзких преступлений, то коррупционеры займут там твёрдое третье место – после тех, кто грабит слепых и ворует печенье c вареньем у сирот в облезлом приюте.
Однако вернёмся к Быкову. Он-то как раз не лабазник и не «голубой воришка» из мэрии. Он – один из признанных авторитетов в среде оппозиционно настроенных россиян, среди которых, на мой взгляд, есть немало приличных, совестливых, готовых на лишения за свои убеждения людей. Они искренне хотят видеть страну более честной, благородной, умной, открытой – так за что ж их так комическими куплетами про коррупцию по самому темечку? Ведь ни одному кремлёвскому политтехнологу и пропагатору (по Достоевскому) и во сне не привидится такая удача – без затрат и суеты, учитывая многомиллионную аудиторию «Эха Москвы», отвадить от протестного движения тысячи и тысячи потенциальных новобранцев да и в старожилах зародить сомнения: ну, придут к власти эти куплетисты и что – объявят коррупцию нормой жизни?
Когда-то писателя считали в России совестью народа. Давно это было. Тогда, когда писатель дозволял своему герою убить, скажем, никчёмную старушку странице на семнадцатой, а потом на оставшихся семистах заставлял убивца мучиться и вину свою искупать. И вот, спустя много лет, пришли комические куплетисты и сказали: «Старушенцию, говоришь, замочил и дурью, говоришь, маяться стал? Дык споперва завсегда мутата одолевает, а потом ничего, привыкаешь. Лично нам это жить не мешает».
Ну и в завершении – небольшой отрывок из уже упоминавшегося здесь вначале произведения:
«Мне пришлось потратить немало времени, внушая Гаррису более христианский взгляд (…), но в конце концов я в этом преуспел, и он обещал мне, что при всех обстоятельствах пощадит друзей и родственников и не будет петь комических куплетов на пепелище» (Джером Клапка Джером, «Трое в лодке, не считая собаки»).