Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Ликвидация Колчака и Штирлица

01 января 2007

ТЕЛЕВОЙНА

Всё познаётся в сравнении. В смертельной телесхватке адмирала Колчака с полковником Исаевым победил подполковник Гоцман. «Ликвидация», повторно показанная «Россией», поставила временную точку в гражданской войне между главными телеканалами. Сногсшибательный русский интернационализм «Ликвидации» победил и белых и красных. И всё дело, полагаю, в литературной основе, то бишь в сценарии. «Ликвидация», написанная Алексеем Поярковым и воплощённая Сергеем Урсуляком, – динамичная, острая, сочная, с отлично закрученной интригой, с замечательными актёрами и смачным говором – заткнула за пояс и свеженаписанный сценарий «Адмирала», и написанные много лет назад книги Юлиана Семёнова о молодости Штирлица. В первом случае при изображении красивой жизни благородного сословия при явном уклоне в любовно-романтические коллизии мне не хватило главного – я не понял, почему этот блестящий талантливейший русский офицер проиграл политически? И не понял, кому он проиграл? У тех дикарей, которыми изображены красные, были какие-то командиры? Из истории известно, что были и они-то почему-то победили замечательнейшего Александра Васильевича. Почему? Это исторически обусловленный проигрыш белой кости, или полководческая неумелость, или чрезмерная жестокость Верховного правителя России? В сериале ответов нет.

Что касается «Исаева», ошибка инициаторов сериала в выборе первоисточника. Книги Юлиана Семёнова уже во время написания были слабенькими, и их невозможно кардинально изменить даже хорошему сценаристу. Уж лучше бы талантливый Поярков написал свою оригинальную версию молодости Штирлица. Время советских агиток ушло, взгляд на исторические фигуры сериала тоже изменился в сторону объективности. О «комиссарах в пыльных шлемах» и о «корнетах Оболенских и поручиках Голицыных» теперь мы знаем гораздо больше. И когда нам показывают «хороших» Постышева и Блюхера, то я не могу не вспомнить о том, что они оба – не только жертвы репрессий, о чём в фильме говорится голосом замечательного Николая Губенко, но и оба были их энтузиастами. Жестокость Постышева в 1937 году удивляла даже Сталина, а Блюхер был в составе специального судебного присутствия, осудившего на смерть группу высших советских военачальников по «Делу Тухачевского». Кошмар братоубийственной гражданской войны, которая длится до сих пор, остался недоразгаданным и недовоплощённым.

Инициаторы сериала «Исаев» что-то перепутали. Советский народ любил не книги Юлиана Семёнова, а Татьяну Лиознову, Вячеслава Тихонова, Ефима Копеляна и других творцов Штирлица. Расчёт на то, что раскраска «Семнадцати мгновений» паровозиком потащит интерес к чёрно-белой перелицовке старых приключений молодого Штирлица, не оправдался. Более того, чем дальше, тем с большей неуклонностью вставал вопрос: а как этот рефлексирующий красавец, интеллигент попал к красным? Таким прямая дорога на Дон, к Каледину. Это же не террорист-авантюрист Блюмкин, бывший, как говорят, одним из тайных прототипов семёновского Исаева.

А обыкновенный зритель простодушно желает правды, а не очередных киноразоблачений культа личности Ивана Грозного и реабилитации его противников, как в фильме под названием «Царь», в котором действие топчется на месте по одной причине – режиссёр изначально люто ненавидит русского царя. И потому роль 36-летнего Грозного поручает беззубому юродивому рокеру, и исход нравственного поединка с митрополитом Филиппом предопределён с первых кадров. Потому скучно – нет развития. И роль грозного царя в создании русского царства растоптана в убогих декорациях, ничуть не отражающих масштабов жизни и проблем нарождающегося великого государства.

И изначальная любовь к белым в сериале «Адмиралъ», и изначальная семёновская приязнь к красным в «Исаеве» лишают нас многоцветности правды. И в заключение вспомню гениального Шолохова, роман которого «Тихий Дон», экранизированный великим Герасимовым, и сейчас и тогда, в самое что ни на есть «тоталитарное время», был абсолютно убедительным, потому что талантлив, неподкупен, честен и многосложен.

Алексей КАРТАШОВ

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Ликвидация Колчака и Штирлица

Всё познаётся в сравнении. В смертельной телесхватке адмирала Колчака с полковником Исаевым победил подполковник Гоцман.

2009-11-11 / Алексей КАРТАШОВ
открыть
КОД ССЫЛКИ:

Обсудить в группе Telegram

Алексей Карташов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS