Перейти к содержанию
  Пятница 29 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.
Общество

Линия защиты

Гамаюнова Наталья Гамаюнова Наталья — 01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

А. Ваксберг. Плешь Ильича и др. рассказы адвоката. – М.: Человек, 2008. – 384 с.

В последнее десятилетие криминально-детективная литература в России, как правило, состоит из огромного количества малопонятных и однообразных «сериальных» сюжетов. Они приводят в недоумение уже не только специалистов, но и читающую публику, придающую значение стройности мысли, глубине и стилю. Но имеет ли смысл подробно говорить об этом в связи с новой книгой известнейшего журналиста-очеркиста, писателя Аркадия Ваксберга «Плешь Ильича и др. рассказы адвоката»? Наверное, нет. Потому что, несмотря на общность темы, его книга совсем другого порядка.

Её можно сравнивать с лучшими образцами публицистики середины и конца ХIХ века. Короленко, Дорошевич, Чехов – вот тот круг, в который адвокатские рассказы Аркадия Ваксберга вписываются в полной мере.

Хотя, конечно, в начале прошлого века жанр судебного очерка ещё не существовал. Он появился лишь в середине 70-х, в «Литературной газете». Евгений Богат, Ольга Чайковская, Александр Борин, Аркадий Ваксберг были родоначальниками жанра, лежащего на пересечении художественной литературы и публицистики. Их имена гремели на всю страну и делали славу «Литературной газете» в течение нескольких десятилетий. Залог успеха – в искусстве злободневного письма на вечные темы, в умении авторов в каждом изломе конкретной жизни видеть проблемы, касающиеся всех.

Почти все очерки Аркадия Ваксберга, опубликованные в этой книге, основаны на историях из его адвокатской практики ещё до сотрудничества с «Литературной газетой». Из беглых обрывочных записей начинающего адвоката о разных конфликтах и событиях в судебные очерки они превратились только сейчас.

Во вступлении к сборнику мне показалось очень важным рассуждение о том, насколько представленные рассказы правомерны на литературно-художественном поле: «Реальная жизнь, суматошная и хаотичная… в ней множество не залатанных швов, не пригнанных друг к другу зазоров, не стыкующихся поступков, не развязанных узлов. Для того чтобы стать фактом литературы, всё должно быть залатано, пригнано и развязано. Я оставил всё таким… каким отложилось в памяти или запечатлено в тех набросках, которые сделаны были когда-то по горячим следам».

Но трудно сказать, чем именно – высшим пилотажем журналистского мастерства или всё-таки художественным приёмом – видится параллель двух практически идентичных судебных дел в одном из лучших рассказов «Паша и Паша». Один судебный процесс происходит в конце ХIХ века с участием Фёдора Плевако, который защищает молодую женщину Пашу Качку, застрелившую из ревности своего возлюбленного. Второе уголовное дело с тем же сюжетом приходится на середину ХХ века. Адвокатом уже другой Паши – Горбик – становится сам автор очерка. Первую Пашу оправдали, второй дали восемь лет лагерей. Причина, конечно, не в линии защиты. Разные правоохранительные системы, хотя обе российские, просто одна из них дореволюционная, вторая – советская. И соответственно – абсолютно разный уровень понимания проблемы и душевного состояния другого человека, иной уровень общения и желания проникнуть в суть дела, удивительная для сегодняшнего дня способность вершителей правосудия видеть факт нарушения закона в контексте истории жизни каждого человека… Очерк в несколько страниц, а уровень ассоциаций и художественных пластов значительно перехлёстывает исключительно журналистскую работу.

Жаль, но этот жанр практически перестаёт существовать, как, к слову сказать, и вообще журналистика хорошего пера. Ведь именно сейчас нашему обществу так нужен острый писательский взгляд дотошного, педантично точного журналиста и адвоката, способного увидеть современные проблемы в контексте новейшей истории России.

Наталья ГАМАЮНОВА

Наталья Гамаюнова

В 1988 г закончила школу № 67, филологический к...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Как стать самодостаточным и взрослым

29.09.2023

Когда синим становится закат

28.09.2023

Физики без лирики,

28.09.2023

Алло, гараж!

28.09.2023

Ас среди асов

27.09.2023

Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

31248 голосов

Посвящение в свет

4563 голосов

Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

2602 голосов

Неблагодарные

1143 голосов

Так ли уж не прав «дилетант»?

999 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты