– Уровень участников Восьмого форума оказался достаточно высоким, несмотря на то что 87 человек из 159 приехали впервые. В этом году у нас произошло серьёзное обновление состава приглашённых: если раньше повторно мы приглашали 60–70% участников, то сейчас эта цифра сократилась до 45%.
Молодая литература становится более серьёзной. Мы уходим от мелкотемья, от «кухонной» прозы. Это очень важно, потому что текст, который пишется для себя и о себе, – он не всегда интересен читателю; читателю важно развеять или подтвердить свои сомнения, получить ответы на жизненные вопросы, которые его волнуют.
И семинар «Критика» серьёзно растёт. На мастер-классы журналов «Вопросы литературы» и «Континент» приехали 17 человек, причём все они – уже «имена». Раньше такого не было. Рассматривая произведения, молодые критики видят состояние современного общества – то есть, по сути, делают то, что должен делать писатель.
Я не ожидал, что по итогам форума мы получим такое количество рекомендаций на издание книг участников в серии «Молодая литература России». , президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ:
– В октябрьском номере «Нового мира» опубликован роман молодого питерского писателя Олега Сивуна – «Бренд». Эта вещь, совершенно новая и по стилистике, и по содержанию, и по принципу организации текста, уже замечена и сильно выделяется на фоне текущей молодой литературы. Другое имя, которое хочу назвать, – Антон Тихолоз, студент Литературного института, с повестью «Старик, посадивший лес». У Сивуна это первая публикация, у Тихолоза – вторая (его повесть «Без отца», опубликованная в «Новом мире», была признана критикой лучшим дебютом года).
Я неслучайно назвал эти два имени – они как бы воплощают два полюса современной литературы. Если у Сивуна вещь архиноваторская, вызывающе экспериментальная, непривычная по форме, материалу, языку, то повесть Тихолоза выполнена в традициях классической русской прозы. И там и там авторы добились больших успехов, развили тему художественно убедительно.
Между этими двумя полюсами расположен широчайший диапазон самых разных направлений. Наше собрание в Липках это подтвердило, поскольку представленные участниками тексты были совсем разные, и это разнообразие внутренней свободы, которая в той или иной степени есть у всех, является основной чертой новой прозы. , прозаик, руководитель мастер-класса:
– Прерывать традицию форумов в Липках нельзя, это единственная возможность для молодых людей из регионов бывшего советского пространства встретиться, пообщаться, найти себе соперника и друга. , прозаик:
– Встречаясь с молодыми писателями и читая их, я обнаружил три творческих импульса. Первый и самый сильный – военная проза. Пишут ребята, вернувшиеся из Чечни или просто отслужившие в это время в армии. Приземлённый, очень реалистический «офицерский» взгляд у Карасёва, беллетристический, а по сути окопный, солдатский, как у Прилепина и Гуцко. И то и другое чрезвычайно интересно и своевременно.
Второй импульс – реакция на первый. У ребят, которые не повоевали и которые не имели отношения к армии, возник своего рода комплекс неполноценности, комплекс отсутствия, можно сказать, запаха крови. Их тексты держат заметный крен в сторону психологизма и лирической прозы, при этом неудивительно, что авторов тянет в сторону изображения того или иного рода насилия. Они как бы ставят заплатки на свою психологическую прореху. В результате в текстах появляются гангстеры, заказные убийства – попросту всё та же кровь.
Третий импульс – так сказать, женский. Речь о прозе, которую пишут молодые женщины. Темы здесь традиционные – любовь и семья. Очень сильный позитивный, энергетический всплеск – что радует. Думаю, это связано с отсутствием тех комплексов, о которых мы говорили.
Что из всего из этого прорастёт в дальнейшем? Опыт подсказывает мне, что победит психологическая проза, в которую в скрытой форме перейдёт драматизм военных реалий. Напряжённость кровавого побоища сместится внутрь человеческой души. Похоже, молодая литература не обойдёт стороной эту увязку всех трёх наметившихся направлений. , прозаик:
– Я уже седьмой раз руководил семинаром на форуме и считаю, что он выполняет великую задачу – для поэтов, живущих в провинции: есть возможность не только показать свои стихи, пробиться в столичную литературу, заявить о себе, но, и это главное, услышать квалифицированное мнение о своём творчестве. В моём семинаре было несколько очень талантливых людей, например двадцатилетний Айрат Багаутдинов из Казани. Замечательно, что, будучи таким молодым, он освоил богатейший опыт русской поэзии, опирается на неё, – и в то же время его лирические сюжеты оригинальны и непредсказуемы.
Ещё хочу назвать Георгия Васильева из Минска. В его поэзии есть какая-то «парижская нота», отзвуки Ходасевича, Адамовича, их влияние.
Назову ещё двух поэтов из Ставрополя: это Андрей Недавний и Станислав Ливинский. Они хорошо ориентируются в русской традиции, оглядываются на предшественников – и при этом самостоятельны и оригинальны. И последние имена, которые хочу упомянуть, – Олег Бузинский из Новосибирска и Анна Матасова из Карелии. Их стихи также внушают надежду на будущий успех.
Основываясь на работах участников моего семинара, в целом могу сказать, что молодые литераторы ушли от оголтелого авангардизма, бессмыслицы, расхлябанности стиха в сторону ответственного отношения к поэтическому слову. , поэт, руководитель мастер-класса:
– В современной молодой литературе продолжается борьба «бытовухи» с метафизикой. Я по-прежнему предпочитаю писателей, которые осваивают реальность не вширь, а вглубь. Мне нравится, как открывают «незримые измерения» жизни Анна Старобинец, Моше Шанин, отмеченный премией «Заветная мечта» сказочник Илья Боровиков.
В критике долгое время наблюдался приток красивых мыслящих девушек, но вот на этом форуме меня познакомили с юным Сергеем Сиротиным. Побеседовав с ним, я поняла, что в потенциале это один из редких критиков классического русского типа – со своей позицией, с установками на большее, чем простое отслеживание книжных новинок. , литературный критик, руководитель мастер-класса:
– В молодой литературе всегда страшно называть имена, не хочется давать слишком громких и быстрых авансов. Но за восемь лет существования форума появились и те, кого не надо анонсировать. Эти молодые писатели отмечены престижными премиями. Если взять, например, «Русский Букер» – есть один лауреат, Денис Гуцко, и два финалиста, Захар Прилепин и Герман Садулаев.
В поэзии такой определённости нет, а что касается критиков – во всех основных журналах печатается ряд участников форумов: Валерия Пустовая, Владимир Козлов, Артём Скворцов и другие. Для молодых критиков точка отсчёта – это творчество их сверстников. Но всё чаще они совершенно не задерживаются в своём поколенческом садке и активно ведут разговор о литературе вне границ хронологии. , критик, руководитель мастер-класса:
– Я знаю, что во многих семинарах обсуждения происходили достаточно жёстко и участникам форума пришлось нелегко. У нас же была подробная, конструктивная, поступательная работа. Мне кажется, что молодых писателей надо не топить – кто выплывет, тот и молодец, – а напротив, как редкие экзотические растения, поливать, окучивать, удобрять для них почву. Сейчас, когда молодёжь стремится к зарабатыванию быстрых денег, перед теми немногими «сумасшедшими», которые обрекают себя на служение слову, хочется снять шляпу.
Конечно, не все из них останутся в литературе, но, думаю, та атмосфера творческой дружбы, которая возникла на форуме, ещё долго будет вспоминаться и помогать в любой жизненной ситуации, требующей художественной самоотдачи.
Я вижу, что в новой литературе присутствуют все тенденции: и традиции, и авангард, и немыслимые ранее эксперименты. Да, иногда создаётся ощущение, что обо всём уже сказано предыдущими поколениями, но пишущая молодёжь говорит про своё время и ей есть что сказать. Особенно интересны те, кто, во-первых, обогащает язык новой лексикой, а во-вторых, кто идёт от своего внутреннего, экзистенциального восприятия мира, – и поэтому мне кажется, что будущее – за литературой «от первого лица». , поэт, руководитель мастер-класса:
Главный вопрос, которым в большинстве случаев задаются организаторы Форума молодых писателей и руководители мастер-классов, можно сформулировать так: есть ли от форума какая-то реальная польза? Ведут ли к творческому росту занятия на семинарах, приносит ли плоды столь интенсивное общение молодых писателей и поэтов друг с другом и выигрывает ли от этого литературная ситуация в целом? Мы попросили высказаться о том, какой смысл имеет поездка в Липки, самих участников творческих семинаров.
– Существует такое понятие: «языковая среда». Те, кто изучает иностранный язык, знают, что нет способа эффективнее, чем погружение в неё. Форум в Липках – такая же языковая среда, своеобразная концентрация литературного процесса. Общение с мастерами и друзьями по мастер-классам позволяет ощутить себя в центре событий, посмотреть на себя со стороны, реально оценить собственную роль в современной литературе.
, поэт, 22 года, Москва:
– Участие в форуме для меня уже стало фактически привычкой. Как и у всякой привычки, у поездки в Липки есть свои эффекты и побочные действия, однако в данном случае и то и то – стороны положительные. Эффект для меня (и наверное, для многих участников) таков: именно Липки позволяют нам убедиться в реальном, а не виртуальном или журнальном существовании молодой русской литературы. Мы существуем, и не только на страницах толстых журналов или в Живом Журнале – мы можем поздороваться, поплавать в одном бассейне, отведать блюда с одного стола или чокнуться друг с другом рюмками водки. Что же касается побочного эффекта, то для меня он заключается в том, что именно после Липок какое-то время легко и удачно пишется. , критик, 32 года, Тамбов:
– Самое важное на форуме – это общение с творческими людьми, взаимный обмен опытом, особая атмосфера. Когда в одном месте собирается много пишущих людей, вокруг них формируется как бы отдельный мир со своими законами. Прикосновение к этому миру и было для меня самым ценным духовным опытом и ярчайшим впечатлением. Я счастлива была познакомиться со многими талантливыми молодыми авторами и лучше узнать тех, с кем уже встречалась раньше. Надеюсь, что приобретённый опыт, яркие впечатления и, конечно же, советы, которые дали мне руководители и участники моего мастер-класса, помогут мне в дальнейшем.
Пройдя мастер-классы Сергея Гандлевского и Александра Кушнера, начинаешь немного иначе смотреть на литературу, и прежде всего на себя. Чтение книги мастера и непосредственный контакт с ним – это как кино о войне и сама война. Общение с такими людьми не может пройти бесследно. , поэт, 21 год, Рязань:
– Чем замечательны Липки? В чём их прелесть? Не в семинарах и лекциях во главе с мэтрами литературы и прочих сфер, что, разумеется, тоже очень важно и немало даёт молодым литераторам в плане рационального подхода к собственному развитию и дальнейшему движению – или недвижению – в литературе. Нет. Суть заключается в неформальном общении. Завязываются новые контакты. Строится конструктивный диалог. Что в итоге может привести к рождению чего-то значимого в литературе. , прозаик, 22 года, Стерлитамак:
– Участники приехали на форум не только из России, но и из стран ближнего зарубежья, из Осетии, Чечни и даже из Индии. Программа была насыщенной: творческие встречи с Андреем Битовым, Владимиром Маканиным и другими, лекции о демографическом и экономическом состоянии страны, о современном книгоиздании и много другой занимательной и полезной информации. Жаль только, что всё быстро закончилось. , прозаик, 27 лет, Московская область:
– Развитие провинциальной литературной жизни, по крайней мере у нас в Ставрополе, таково, что всё ограничивается написанием стихотворения. Раньше писали в стол, теперь – в компьютер. Технологии изменились, а результат тот же. Это я к тому, что единственное место, где за последние три года мне довелось читать и обсуждать свои стихи, – это форум в Липках. Конечно, кто-то скажет: есть Интернет и всё такое. Но при всех его плюсах он является 2D-пространством, а писателю, особенно молодому, нужен объём, третье измерение, коим может быть непосредственное чтение на заинтересованную аудиторию. Это, наверное, и есть маленькое писательское счастье. , поэт, 36 лет, Ставрополь:
По итогам форума 16 участников выдвинуты на именную государственную стипендию «Молодые таланты» Министерства культуры; несколько человек номинированы на издание книг. Произведения многих авторов будут включены в альманах «Новые писатели», ежегодно издаваемый при поддержке Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ.
Завершился Восьмой форум молодых писателей в Липках, организованный Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ под руководством Сергея Филатова. Мы обратились к ведущим творческих семинаров и писателям, приехавшим с авторскими выступлениями, с просьбой поделиться своими впечатлениями о форуме.