Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 сентября 2020 г.
  4. № 35 (6750) (02.09.2020)
Литература Стихи Рецензия

Лира, брошенная Богом

02 сентября 2020
Антонина Белова. Время не виновник.

Антонина Белова. Время не виновник. Стихотворения. – М.: Академия поэзии, 2019.

Создание книги избранных стихотворений – непростая творческая задача. И удаётся она не всем, так как выстроить определённую концепцию из нескольких ранее изданных произведений непросто. Но, на мой взгляд, это весьма талантливо осуществила в новой книге «Время не виновник» поэтесса и учёный-филолог, член МГО СП России Антонина Белова.

Читателю хорошо известны её поэтические сборники «Путь поднебесный», «Полдень», «Свет любви», «Птица в инее», «Зовущая даль», «Преображение». А ведь как по-иному видятся они в этой книге!

Антонина Белова – истинный тонкий лирик. Она прислушивается к каждому поэтическому слову, чтобы, не дай Бог, не была утрачена искренность и правдивость чувств. Книга открывается профессионально написанным художественным автопортретом поэтессы и стихотворением, которое объясняет суть названия сборника: «У тебя – рябина, / У меня – шиповник… / Ягода невинна, / Время не виновник». Образ времени найден очень точно – с ним не поспоришь. И тем не менее:


Время раны лечит,

Время нас рассудит.

Неужели легче

Оттого нам будет?


Возвышенное чувство любви у автора связано с божественной любовью, когда она говорит, обращаясь к ангелу-хранителю, как к самому близкому существу: «Тише, ангел мой, не надо / Тратить грешные слова…» В этом вся духовная суть поэзии:


Дай же, Господи, сил молитве

К небу птицей лететь сквозь муки

И надежду в ней, тихой, видеть.

Разум бледный пусть станет ясным,

Успокоит тревоги пламень.

Растопи ком унынья злого,

Вознеси ко спасенью душу –

Ту, что ищет в потёмках мира

Чистый свет, где бессмертье веет.


Духовная глубина во многих стихах не проявляется сразу, она как бы скрыта в самом тексте, как в стихотворениях «Гроза на Патриарших», «Убили деревья – и липу, и клён!..», «Декабрьский мягкий вечер…», «Неужели зима позади?..» («…И блеснёт прямо в душу с небес / Весть о том, что Спаситель воскрес?»). Вера в то, что Спаситель воскрес, проходит через всё творчество поэтессы и придаёт уверенности: ничего не страшно. Пусть будут измены, предательства близких людей – истинная правда остаётся с Богом. Поэтому самые драматические ситуации в стихах завершаются в мажорной тональности. И даже в тревожном и образном сонете «Нищий» Антонина Белова находит ту духовную ниточку, которая связывает её с небесами:


Твоя душа, достойная любви,

Лежит, как лира, брошенная Богом.

В немотстве адском, нищенски убогом,

Раскрыв объятья в язвах и крови.

К толпе взывает: страсти перерви!

Отчаянье во взгляде тёмно-строгом,

Он боль вобрал по всем земным дорогам,

А сердце алчет: к милости зови!

Тихи и неподвижны руки-крылья –

Не превозмочь духовного бессилья,

Не разорвать порочный жизни круг.

И мы с тобой, душа моя, кто сами?

Но дай, Господь, дай тронуть лиры звук,

Чтоб отзвук был услышан небесами.


Глубокая и чистая вера в Господа в стихах проявляется не навязчиво, а как будто естественно. В подтверждение моих слов можно цитировать многие стихотворения, но остановимся, к примеру, на характерных: «Ангел нежный, не смотри же…», «Словно чётки, дни считаю…», «Разожми моё чёрное горе!.. (Памяти отца)», «Дай же, Господи, сил молитве…», «На Нерли» («Так пусть души твоей алтарь / Согреет свет любови братской…»), «Там, где небо приникло к рассвету…», «Не ищи меня, боли не трогай…», «Благодарю Тебя, Господь…», «Ветшает тело, бодрствует душа…» («Чтоб оправдать небесные надежды / На веру в то, что смерти лживой нет…»).

Проникновенные образные стихи задевают читателя за живое открытостью, искренностью и, можно сказать, откровенностью. В них нет вычурности, сложности.

И хочется ещё и ещё раз перечитывать стихи, хотя и не составляющие единого цикла, но непосредственно примыкающие друг к другу по интонации. По образным находкам их не спутаешь с творчеством других поэтов.

Тематический диапазон стихотворений Антонины Беловой широк. В книгу она включила и «Теракт в Ницце» – Памяти русской девушки Виктории Савченко, «Холмы Америки», «Кавказ», «Маме», «Ты помнишь настоянный воздух Мисхора…», «Этот разный тревожный город…», «Петербург, город тайн и любви…», «Закрываю глаза и плыву…», «Ах, моя Бронная…», «Калмыцкая осень-рыжуха…», «Норвегия», «Венеция», «Это Греция, Греция, Греция…», «Плевна» и другие.

Разнообразие тем стихотворений не выхолащивает образности, а даёт новые творческие перспективы. Они сконцентрированы в следующих словах, подводящих итог большой работе:


Печальная муза моя,

Сойди в эти старые стены,

Открой мне, души не тая,

Свои и мои перемены.

В грядущем горячем моём

Что видишь, что знаешь? Сокрыты

Пути за мятущимся днём,

Там боль и любовь будут квиты.

Пусть сердце стучится в висок,

Пусть крепнут надежды святые,

Их время, как чуткий песок,

В слова перельёт золотые.


Лев Нижегородский

Тэги: Поэзия Книга Книжный ряд Московский литератор Лев Нижегородский
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • Смелый за Отчизну жизнь положит...

    15.02.2025
  • Калейдоскоп жанров

    14.02.2025
  • Своеобычные портреты

    26.10.2024
  • Моя земля пьянит, как крепкий хмель...

    25.10.2024
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Клуб молодых

    1826 голосов
  • Верлибры, музыка, картины

    1158 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Октябрь, побудь со мной...

    457 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS