Антонина Белова. Время не виновник. Стихотворения. – М.: Академия поэзии, 2019.
Создание книги избранных стихотворений – непростая творческая задача. И удаётся она не всем, так как выстроить определённую концепцию из нескольких ранее изданных произведений непросто. Но, на мой взгляд, это весьма талантливо осуществила в новой книге «Время не виновник» поэтесса и учёный-филолог, член МГО СП России Антонина Белова.
Читателю хорошо известны её поэтические сборники «Путь поднебесный», «Полдень», «Свет любви», «Птица в инее», «Зовущая даль», «Преображение». А ведь как по-иному видятся они в этой книге!
Антонина Белова – истинный тонкий лирик. Она прислушивается к каждому поэтическому слову, чтобы, не дай Бог, не была утрачена искренность и правдивость чувств. Книга открывается профессионально написанным художественным автопортретом поэтессы и стихотворением, которое объясняет суть названия сборника: «У тебя – рябина, / У меня – шиповник… / Ягода невинна, / Время не виновник». Образ времени найден очень точно – с ним не поспоришь. И тем не менее:
Время раны лечит,
Время нас рассудит.
Неужели легче
Оттого нам будет?
Возвышенное чувство любви у автора связано с божественной любовью, когда она говорит, обращаясь к ангелу-хранителю, как к самому близкому существу: «Тише, ангел мой, не надо / Тратить грешные слова…» В этом вся духовная суть поэзии:
Дай же, Господи, сил молитве
К небу птицей лететь сквозь муки
И надежду в ней, тихой, видеть.
Разум бледный пусть станет ясным,
Успокоит тревоги пламень.
Растопи ком унынья злого,
Вознеси ко спасенью душу –
Ту, что ищет в потёмках мира
Чистый свет, где бессмертье веет.
Духовная глубина во многих стихах не проявляется сразу, она как бы скрыта в самом тексте, как в стихотворениях «Гроза на Патриарших», «Убили деревья – и липу, и клён!..», «Декабрьский мягкий вечер…», «Неужели зима позади?..» («…И блеснёт прямо в душу с небес / Весть о том, что Спаситель воскрес?»). Вера в то, что Спаситель воскрес, проходит через всё творчество поэтессы и придаёт уверенности: ничего не страшно. Пусть будут измены, предательства близких людей – истинная правда остаётся с Богом. Поэтому самые драматические ситуации в стихах завершаются в мажорной тональности. И даже в тревожном и образном сонете «Нищий» Антонина Белова находит ту духовную ниточку, которая связывает её с небесами:
Твоя душа, достойная любви,
Лежит, как лира, брошенная Богом.
В немотстве адском, нищенски убогом,
Раскрыв объятья в язвах и крови.
К толпе взывает: страсти перерви!
Отчаянье во взгляде тёмно-строгом,
Он боль вобрал по всем земным дорогам,
А сердце алчет: к милости зови!
Тихи и неподвижны руки-крылья –
Не превозмочь духовного бессилья,
Не разорвать порочный жизни круг.
И мы с тобой, душа моя, кто сами?
Но дай, Господь, дай тронуть лиры звук,
Чтоб отзвук был услышан небесами.
Глубокая и чистая вера в Господа в стихах проявляется не навязчиво, а как будто естественно. В подтверждение моих слов можно цитировать многие стихотворения, но остановимся, к примеру, на характерных: «Ангел нежный, не смотри же…», «Словно чётки, дни считаю…», «Разожми моё чёрное горе!.. (Памяти отца)», «Дай же, Господи, сил молитве…», «На Нерли» («Так пусть души твоей алтарь / Согреет свет любови братской…»), «Там, где небо приникло к рассвету…», «Не ищи меня, боли не трогай…», «Благодарю Тебя, Господь…», «Ветшает тело, бодрствует душа…» («Чтоб оправдать небесные надежды / На веру в то, что смерти лживой нет…»).
Проникновенные образные стихи задевают читателя за живое открытостью, искренностью и, можно сказать, откровенностью. В них нет вычурности, сложности.
И хочется ещё и ещё раз перечитывать стихи, хотя и не составляющие единого цикла, но непосредственно примыкающие друг к другу по интонации. По образным находкам их не спутаешь с творчеством других поэтов.
Тематический диапазон стихотворений Антонины Беловой широк. В книгу она включила и «Теракт в Ницце» – Памяти русской девушки Виктории Савченко, «Холмы Америки», «Кавказ», «Маме», «Ты помнишь настоянный воздух Мисхора…», «Этот разный тревожный город…», «Петербург, город тайн и любви…», «Закрываю глаза и плыву…», «Ах, моя Бронная…», «Калмыцкая осень-рыжуха…», «Норвегия», «Венеция», «Это Греция, Греция, Греция…», «Плевна» и другие.
Разнообразие тем стихотворений не выхолащивает образности, а даёт новые творческие перспективы. Они сконцентрированы в следующих словах, подводящих итог большой работе:
Печальная муза моя,
Сойди в эти старые стены,
Открой мне, души не тая,
Свои и мои перемены.
В грядущем горячем моём
Что видишь, что знаешь? Сокрыты
Пути за мятущимся днём,
Там боль и любовь будут квиты.
Пусть сердце стучится в висок,
Пусть крепнут надежды святые,
Их время, как чуткий песок,
В слова перельёт золотые.
Лев Нижегородский